65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+17° ветер 2 м/c
14 июня
Понедельник

Экономика

Математика вместо интуиции

Принимать решения на основе ощущений можно, но лучше подвести под них теоретическую базу

Один маркетолог среднего предприятия так описывал свои ощущения от работы с информацией: "Чем больше данных получаешь, тем больше путаешься. В конце концов, плюешь на расчеты и полагаешься на интуицию, которая в 96 процентах случаев не подводит".

Впрочем, на последнем тренинге, который Дальневосточный центр экономического развития (ДВЦЭР) проводил для практиков бизнеса, один из топ-менеджеров заметил: в повседневном оперативном управлении можно пользоваться интуитивными решениями, но, когда перед компанией стоит сложная задача и от ее успешного или неуспешного решения зависит жизнь предприятия, здесь нужно садится и просчитывать.

О том, насколько точны ощущения менеджеров, корр. "Н" поговорила с тренером семинара Денисом Давыдовым, кандидатом физико-математических наук, бизнес-аналитиком:

- Неужели неопределенность описывается математическими формулами?

- Как раз на том я и строил программу: классифицировал, что такое ситуация риска, ситуация неопределенности. Конечно, описать неопределенность точными параметрами нельзя, и косвенные оценки действительности будут неточны, зато они позволят точнее определить область возможных решений.

- А насколько полно математика может учесть и просчитать факторы неопределенности в реальности? Скажем, изменение политической обстановки и соответственное перекраивание экономики...

- Есть теория катастроф, которая может просчитать и этот фактор. Плохо, конечно, что государство у нас ассоциируется с катастрофой. Но тем не менее рецепт борьбы с этим фактором, между прочим, хорошо прослеживается на практике: прогнозы и решения рассчитываются на краткосрочные периоды. У нас был опрос перед началом тренинга: какую сумму вы готовы потратить, чтобы получить 10 тысяч рублей через 10 лет? А через 1-2 года? Так вот, 10 лет для нашей экономики - это в принципе непрогнозируемый период. Вот 1-2 года для предпринимателей более понятный срок, и они дают в этом варианте ответа большие ставки дисконтирования.

- Математические методы решений в экономике - это роскошь, доступная только крупным компаниям?

- Это то, к чему идет рынок. Сегодня побеждает тот, кто использует современные методы, при этом никто не спорит, что для бизнесмена важна и хватка, и интуиция... Но, между прочим, интуицию можно воспитать. И именно математические методы дают человеку понимание, откуда же берется чувство, что решение верно.

- Как много бизнесменов, использующих математический анализ на практике, вы знаете?

- Не сотни. Но десятки знаю. И большинство этих компаний вполне благополучно живет и имеет долгосрочную перспективу. О том, что такие специалисты на рынке востребованы, говорит хотя бы тот факт, что ребята по специальности "математические методы в экономике", еще даже не защитив диплома, остаются после производственных практик в компаниях, и нередко в должности начальника отдела.

- То есть можно говорить о новой моде, тенденции, веянии в управлениях компаниями. А сколько времени потребуется, чтобы это новое широко охватило бизнес Приморья?

- Достаточно большие сроки. Представители малого бизнеса и рады бы поучиться, но зачастую не обладают средствами и временем. Так что для них подобные методы станут привычными лет через 10, может быть. А вот для среднего бизнеса ситуация более прогнозируема, если, конечно, не случится грубых возмущений реальности в виде революций, переворотов, смены курса и так далее, - 3-5 лет. Исходя из собственной практики, могу сказать, что это поможет Приморью обрести новую базу для экономического роста...

Тренинг-семинар "Бизнес-решения в условиях неопределенности" проводился в рамках программы "Комплексное содействие развитию малого и среднего бизнеса на Дальнем Востоке России". В Приморье эта программа реализуется общественной организацией ДВЦЭР за счет финансовой поддержки Агентства по международному развитию США.

Юлия Смирнова

Поделиться:

Наверх