65,54 ↓ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,67 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+14° ветер 1 м/c
24 июня
Четверг

Общество

Берестяные молитвы этнографа Старцева

Каждый год в начале лета, уже девять лет подряд, немолодой сотрудник Института истории и этнографии Анатолий Старцев едет в тайгу. Там он ищет молодые березки. Но он не ботаник, а этнограф! Зачем ему они?

В первый весенний день в Доме-музее семьи Сухановых откроется необычная выставка, хотя и с обычным названием - "Приморский пейзаж". Миниатюрные акварели, представленные на ней, в какой-то мере уникальны - ведь старший научный сотрудник Института истории и этнографии ДВО РАН Анатолий Старцев - единственный во Владивостоке художник, рисующий на бересте.

Вообще-то, по его словам, береста далеко не самый лучший подручный материал для художника - капризная, неподатливая. Акварель стекает, как вода со стекла. Прежде чем приступать к работе, бересту нужно подготовить. Анатолий Федорович вымачивает ее, потом проваривает. Состав разнообразных, самолично придуманных растворов держит в секрете. И качественно подготовленная береста наощупь мягкая, как замша, и буквально впитывает в себя краску.

Рисовать на бересте тоже проблематично: во-первых, карандашный набросок не сделаешь - на "холсте" останется черный грязный след. Во-вторых, береста бывает различных цветов - желтая, серая, голубоватая и даже коричневая, но только не белая, и рисовать на ней привычными цветовыми сочетаниями просто нельзя. А в-третьих, поперечные полоски на ней как бы заранее диктуют единственно возможный рисунок.

Анатолию Федоровичу очень нравится в бересте ее капризное, природное, живое начало. Когда-то начав рисовать, он забыл про все застарелые хвори и болячки - они отступили. Это как молитва, считает Старцев: три сложенных щепотью пальца держат кисть, и рисуешь на уровне души...

Юля Гусейнова

Поделиться:

Наверх