65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+20° ветер 7 м/c
14 июня
Понедельник

Экономика

Регресс "Прогресса"

Арсеньев, город "Чёрных акул", будоражат слухи о новых сокращениях на одном из градообразующих предприятий - знаменитом авиастроительном заводе

На поверку эти слухи оказались совсем небеспочвенными. Так, практически завершен процесс ликвидации цеха № 42 (подсобное хозяйство), на очереди подписание аналогичного приговора для коллектива цеха № 103 (товары народного потребления). В чем же причина столь непопулярных решений, принятых учредителями авиакомпании? Что будет с людьми?

Перестроечные потрясения последнего десятилетия больно ударили по "Прогрессу". Сменилось несколько директоров, драгоценное время, необходимое на изучение структуры потребительского рынка, уходило. Все уповали на госзаказ, на государство. Но оно, сохранив после приватизации контрольный пакет акций завода за собой, содержать завод не спешило. Специалисты высочайшей квалификации, чьими руками создавались грозные вертолеты "Ми-24", "Ка-50", а также спортивно-пилотажные самолеты "Як-50", оказывались невостребованными и покидали предприятие в поисках средств к существованию.

Еще несколько лет назад было очевидным, что надеяться на "дядю" дольше невозможно, что опираться лишь на основное производство, месяцами ожидая решения турецких властей по размещению тендера, - недопустимая роскошь. Нельзя было не понимать и того, что именно производство товаров народного потребления (ТНП) может дать предприятию живой рубль, помочь пережить бурное время. Понимали, но ничего не делали. Все так же, как и прежде, клепали молокомеры и значки, собирали недорогие, но убогие по дизайну стиральные машины "Приморье", а также мягкую и корпусную мебель.

Что касается мебели, то последняя худо-бедно, но востребована и сегодня, но на ней одной уже не выжить. Цех № 103, над которым нависли тучи, за 5 последних лет освоил производство водосмесителей, набора пластмассовой посуды, форм для изготовления облицовочных плит, поилок для птиц, рукомойников и туристических столов-стульчиков. Ассортимент, увы, скудный, потребителем почти не востребованный. Руководитель цеха Владимир Емельянов крутится как может, пристраивая в розничную сеть мелкие партии столь экзотических ТНП, но... В результате недодел продукции, по итогам уходящего года, составит около полумиллиона рублей.

Конечно, не хватает оборотных средств на покупку материалов, неконкурентоспособной оказалась стоимость продукции. Но главная причина экономического провала плана выпуска ТНП, представляется, в другом. Речь - о системе управления производством, сохранившейся почти неизменной еще с советских времен. Помните знаменитую интермедию Аркадия Райкина: "Один зуб вставляет, второй коронки штампует, а за дикцию никто не отвечает"? Существует, например, отдел маркетинга, но обеспечить выгодными заказами коллег из цеха № 103 он не смог. Производство ТНП оказалось не палочкой-выручалочкой, а напротив - неподъемным грузом экономических убытков для учредителей авиакомпании. С чем они, естественно, мириться не хотят.

Главное при принятии столь непопулярных решений - соблюдение всех бюрократических формальностей - чтобы потом никто не жаловался. Процедура тщательно соблюдена: некоторое время назад приказом гендиректора завода Виктора Печенкина была сформирована комиссия для изучения технико-экономических показателей работы цехов ТНП, которая сработала оперативно и в нужном русле. На состоявшемся заседании правления было принято решение о скором слиянии цеха № 103 с мебельным производством. Время отпущено до весны. И если вопрос по загрузке цеха решен не будет, еще одна структурная единица исчезнет из перечня подразделения авиакомпании.

В общем-то, еще есть несколько месяцев для того, чтобы, изучив-таки спрос на рынке ТНП, наладить выпуск пользующейся спросом продукции. Но, боюсь, никто этим заниматься не станет. Для того чтобы изменить ситуацию, у предприятия должен быть хозяин. Государство показало себя как хозяин неэффективный, а временами жестокий, способный резать по-живому. Жаль, но обрести другого "Прогрессу", как предприятию оборонного значения, в ближайшие годы не суждено.

Геннадий Обухов

Поделиться:

Наверх