65,24 ↓ 100 JPY
11,17 ↓ 10 CNY
72,33 ↓ USD
63,86 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 2 м/c
25 июня
Пятница

Экономика

Путин и Коидзуми за трубу в Приморье

А противники стратегического трубопровода "Ангарск - Находка" предпринимают экономический демарш в Москве и Пекине

Позавчера президент РФ Владимир Путин на встрече с премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми на прошедшем "саммите восьмерки" во Франции приветствовал прогресс, достигнутый в продвижении проекта строительства трубопровода "Ангарск - Находка" в России и Японии.

В частности, во время беседы с японским премьер-министром Владимир Путин отметил, что, "возможно, прокладка трубопровода через территорию Китая была бы быстрее и дешевле, однако России необходимо помнить, насколько важно развитие Сибири и Дальнего Востока, насколько важно развивать эти территории и разрабатывать полезные ископаемые, чтобы таким образом связываться со всем миром через Тихоокеанский регион".

По мнению российского президента, именно с учетом этих важных для страны, Дальнего Востока и нашего Приморского края задач эксперты и правительство РФ должны принять окончательное решение по проекту строительства трубопровода "Ангарск - Находка".

Коидзуми, в свою очередь, назвал проект строительства трубопровода весьма важным и интересующим Японию. Он также считает, что "сложные проблемы, связанные со строительством трубопровода, можно будет разрешить совместными усилиями, а сам проект будет способствовать успешному развитию взаимоотношений между двумя странами. Япония не обладает такими богатыми природными ресурсами, как Россия, и в этом смысле обе страны могут дополнять друг друга".

Похоже, что после госгарантий Японии о значительных инвестициях и кредитах нефтяной трубопровод в Приморье, о котором так долго и увлеченно говорит губернатор Сергей Дарькин, начинает перевешивать план строительства первой его очереди из Сибири в Китай. Однако не сидят в эти дни сложа руки и противники трубы в Приморье. Так, хозяева нефти - компания "ЮКОС" - уже подписали самый крупный контракт в истории сотрудничества между Россией и Китаем. Согласно ему, в течение ближайших трех лет (время, в течение которого планируется строительство нефтепровода "Ангарск - Дацин") компания поставит Китаю 2 млн тонн нефти на сумму 1,1 млрд долларов по железной дороге, что является весьма привлекательным как для ЮКОСа и Транссиба, так - в виде дополнительных налогов на сумму около 300 млн долларов - и для чиновников из российского правительства.

Кроме того, 29 мая ЮКОС и China National Petroleum Corporation (CNPC) заключили генеральное соглашение об основных принципах и договоренностях поставок нефти по будущему нефтепроводу "Ангарск - Дацин", который планируется построить в 2005 году. Согласно его параграфам, российская нефть будет постепенно заполнять китайский рынок и к 2005 году займет около 10 процентов его объема - после окончания строительства трубопровода.

Кстати, если в 2001 году CNPC закупала около 730 тысяч тонн российской нефти, то уже в 2002 году этот объем увеличился до 1,05 млн тонн, а в 2005 году ЮКОС по трубе будет поставлять в Китай 20 млн тонн нефти в год, добываемой в Восточной Сибири. Это не предел: в планах - выйти на уровень поставок по 30 млн тонн в год в течение 25 лет. Глава ЮКОСа Ходорковский заявил, что общая сумма сделки по поставкам нефти компании в Китай оценивается в 150 млрд долларов, из которых 60 млрд в виде налогов и сборов получит бюджет России.

Между тем вопрос о начале строительства трубы в Дацин все еще остается открытым - за проект отвечает "Транснефть", а ее президент Семен Вайншток уже заявил, что правительство пока так и не приняло окончательное решение, по какому маршруту строить трубопровод: в Дацин или Находку. Энергетическая стратегия России предусматривает строительство трубопровода на Находку с ответвлением на Дацин, но какую часть трубы будут строить раньше, непонятно. Кстати, Ходорковский за последние две недели кардинально изменил позицию и уже считает, что в будущем нефти хватит и на две трубы: "Если мы хорошо поработаем 10-15 лет и откроем новые месторождения в Восточной Сибири, то сможем продолжить трубопровод дальше Дацина".

Совершенно очевидно, что последнее слово в споре китайского и японского вариантов остается за президентом. Видимо, он его скоро скажет.

Василий Буслаев

Поделиться:

Наверх