59,54 ↓ 100 JPY
93,06 ↓ 10 CNY
64,43 ↓ USD
54,36 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+14° ветер 0 м/c
EN
17 июня
Понедельник

Экономика

Человек дешевле рыбы

Наваривая огромные барыши, дальневосточные рыбные дельцы устроили повальное кидалово тех, кто на них пашет

На приморской рыбе съели собаку политики и бизнесмены всех мастей. Квоты, банкротства, разборки в Кремле и на местах. Только за всеми этими разборками куда-то подевался обыкновенный рыбак. Как выяснилось, эта некогда уважаемая профессия постепенно выродилась в каторжный, и даже рабский, труд.

Плевать на суд!

В редакцию пришло письмо от обычного моряка-электрика. Прочитав его, мы сильно опечалились. Отнесли его Петру Осичанскому, председателю Дальневосточной ассоциации капитанов, инспектора Международной федерации транспортников. В его функциях, в том числе, - защищать на территории России иностранных моряков, однако на практике чаще приходится спасать своих собственных. Ознакомившись с содержанием письма, Петр Иванович нисколько не удивился, добавив, что подобные факты можно вскрыть во многих наших рыбодобывающих компаниях.

О чем, собственно, речь? Год назад электрик Максим Чихунов отправился на ЗРС "Загорский" тралить рыбу, зарабатывать деньги. И вот что из этого получилось:

"В рейсе пароход часто ломался. Мы его подняли. Пошла рыба. Но почему-то фирма не выплачивала деньги семьям, как обещала по контракту. Потом стало отвратительное питание, продукты растаскивали... Ведь продовольствием заправлял матрос Лесык, племянник генерального директора. На наши претензии отвечали: крепитесь, ребята, скоро все будет. Время шло. А люди начали попросту худеть. Ведь работы было много, а питание желало лучшего. Потом у нас на глазах погиб второй механик Алексей Иванович. Очень хороший человек был. Можно сказать, жил в машинном отделении. С берега экипаж и лично я получали телеграммы, что денег нет и не будет. Хотя были частые перегрузы. ЗРС - электроход. Это значит: множество профилактики, вредная графитная и медная пыль. За все это положено молоко. В котором сразу отказали, но под конец рейса, после смерти механика, все переменилось: и питание стало нормальным, и спецпитание откуда-то появилось. Ценой человеческой жизни!

Не вытерпев такого отношения, экипаж решается на бунт. Все работали только на жизнеобеспечение судна. Поставили в известность капитана. Очень хороший человек, уже на пенсии; он сказал: "Что я могу сделать? Такого бардака я еще не видел..."

После чего руководство выплатило по 3000 рублей - тем, кто просил. И все. А это 10-15 человек из 60! Не выдержав такой наглости, я и еще некоторые члены экипажа списались.

Когда приезжал в фирму за деньгами, ответ был один: "Денег нет!" И так раз за разом. За 7 месяцев рейса я получил 4500 рублей. И вот уже 5 месяцев мне не выплачивают обещанные деньги. Моя жена стоит на бирже труда. Мы живем вдвоем в двух комнатах, за которые нужно платить. Мы хотим есть. Недавно мучился с зубной болью, но в больницу не пошел: нет средств. Приходится где-то подрабатывать. Я подал на фирму в суд, а в фирме открыто заявили: "Нам совершенно наплевать на ваши суды. У нас исполнительные листы с 1998 года лежат!"

Так где же закон? Где справедливость? У фирмы есть деньги отправлять пароходы, а на экипаж денег нет. Тебя увольняют, а набирают новых. За такие же сладкие обещания и ложь.

Генеральный директор купил себе квартиру, сделал евроремонт, ездит на "Лэнд Крузере", любит посидеть в ресторане. А я езжу на попутках, т.к. нет денег даже на автобус. Живу в квартире с опаской, что отрежут электричество. Через вас я хочу предостеречь моряков: не покупайтесь на сладкие обещания! Не верьте! И еще прошу газету: посоветуйте, что делать. Я надеюсь на губернатора, ведь он сам судовладелец..."

Мы нашли фирму, которая отправила "Загорский" в море, - "Восток-Импорт". Анатолий Самостюк, генеральный директор, был краток:

- Я не понимаю, о чем говорит этот человек, - питание было нормальным. Механик умер от сердечного приступа, что зафиксировано врачом. Средства, полученные на путине, мы направляли на оснастку и тралы. На зарплату пока не хватило...

Люмпенизация рыбаков

Петр Осичанский: - Эта ситуация весьма характерна для последних лет. Ситуация просто бедственная. Судовладельцы - люди деловые. Средства, вырученные от продажи рыбы, идут на оснастку, тралы и прочие нужды для организации рыбодобычи и получения прибыли. А на заработную плату работягам ничего уже как бы и не остается. Это совершенно порочная практика, поскольку, набирая команду, они заранее знают, что если рыбаки начнут качать права, то их можно легко списать и набрать других. Ведь безработица постоянно пополняет морскую биржу труда. Своих прав моряки не знают. На протяжении этого десятилетия идет настоящая люмпенизация рыбаков. Все чаще встречаются неграмотные и безынициативные, чем и пользуются коммерсанты. Да что простые рыбаки. Ко мне приходил уже дважды обманутый капитан. Я у него спрашиваю: как же ты так мог попасться? Он говорит: да вот, друзья приглашали, вместе учились...

- Как защитить моряков от подобных кидал?

- Единственной защитой от произвола может стать единая профсоюзная организация. У нас такая есть, но далеко не все моряки в нее входят, что вызывает явное желание бизнесмена прямо отказывать "профсоюзному" моряку, чтобы не иметь потом проблем. А на его место берется бесправный человек, и на нем ишачат как хотят. Но если все моряки встанут под одно знамя одного профсоюза, тогда хозяевам ничего не останется делать, как играть по правилам...

- А суды?

- Он же сам в своем письме пишет, как ему заявили: у нас иски с 1998-го лежат. Действительно, даже если суд выигран, нет гарантии исполнения его решения. Пристав приходит в рыбокомпанию, а ему говорят, что в кассе денег нет.

- Какие рыбодобывающие компании кидают людей чаще?

- Да любые. И большие, и маленькие. "Дальморепродукт", крупнейшее предприятие, грешит этим, сами знаете. А капитан, о котором я говорил, работает в фирме из двух судов. Схем обмана людей - масса. Говорят, что за одну крабовую путину можно окупить стоимость судна. Вот покупает человек теплоход. Сходит один раз, вернет деньги за судно, заработает, а людей кинет.

Сейчас, кстати, около 70 судов с нашими экипажами находится в Пусане. Так вот, 10 экипажей уже в предбунтовом состоянии, другие еще пока держатся. Причины? О большинстве сказано в письме. Ситуация там крайне тяжелая, и я скоро вылечу туда с ревизией.

Владимир Нагорный, председатель краевого профсоюза рыбаков Приморья:

- Количество обманутых рыбаков у нас исчисляется сотнями. Бывают истории и похуже. А ведь избежать прямо-таки издевательского к ним отношения можно просто: вступить в профсоюз. Во всех странах мира есть профсоюзы, они мощная сила, с ними невозможно не считаться. У нас тоже есть факты, когда мы реально отстаивали интересы рыбаков, в том числе и в судебном порядке.

Павел Терпугов

Поделиться:

Наверх