70,11 ↓ 100 JPY
10,63 ↑ 10 CNY
74,16 ↑ USD
62,07 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+22° ветер 3 м/c
EN
04 августа
Вторник

Экономика

Про транзит забудьте

Европа не собирается спасать порты Дальнего Востока

Очередная, четвертая в этом году тусовка, посвященная подключению Транссиба (ТСМ) к грузопотокам из Азии в Европу и обратно, началась 24 июля во Владивостоке.

Новшество конференции "Роль Транссиба в развитии и сотрудничестве стран АТР" в том, что ее организаторами выступили далекие от контейнерного транзита ДВГУ и Корейский Фонд исследований, а в составе участников преобладали профессора и научные сотрудники.

По мнению директора ДНИИМФ Ярослава Семенихина, соединение ТСМ с Транскорейской железной дорогой - уже вопрос времени. И в любом случае это добавит грузов из стран северо-восточной Азии в Европу на российскую часть транспортного коридора. То есть Россия в целом только выигрывает, а Приморье? Ведь корейцы могут выйти на ТСМ не в Хасанском районе, а в Читинской области, если китайцы, активно строящие туда ветку через Монголию, предложат им лучшие условия. И как быть приморским портам, которые в любом случае лишатся основного грузопотока из Южной Кореи?

Основные проблемы, мешающие нашему "северному коридору" (объединяющему судоходные компании, приморские порты и ТСМ) перехватить хотя бы пятую часть от азиатско-европейского контейнерного грузопотока, известны давно. Но решить их оказалось не так просто. Это и дороговизна ТСМ по сравнению с морским путем, и отсутствие единого оператора, доставляющего груз от двери до двери, и даже, как ни странно, отсутствие нужного количества своих контейнеров. Грузоотправителю в Японии приходится либо покупать новый контейнер, либо арендовать его у ДВМП. А поскольку ни у МПС, ни у пароходства нет системы слежения за своей тарой вне пределов России, то на границе с Польшей груз приходится из нашего контейнера перегружать в автофургоны, а пустые - гнать обратно на Восток, что крайне невыгодно.

Понятно, что конкуренты - морские перевозчики и китайские железные дороги - не будут ждать, пока российские порты, экспедиторы и МПС договорятся о единых правилах игры, и могут предложить грузам из АТР более заманчивые условия. В этом случае, как считает Хисако Цодзи, научный сотрудник японского института ERINA, нам надо думать не о транзите - его на ТСМ толком и нет, - а о загрузке портов и ТСМ экспортно-импортными грузами. И, главное, о том, как ликвидировать псевдотранзит - схему, по которой корейские и японские товары по льготному тарифу сначала едут в Финляндию, а потом уже возвращаются в Москву и развозятся по стране, что обходится дешевле, чем везти тот же груз, как импорт через дальневосточные порты. И пока это так, перспективы транспортной составляющей экономики Дальнего Востока выглядят весьма призрачно...

Кирилл Кротов

Поделиться:

Наверх