70,11 ↓ 100 JPY
10,63 ↑ 10 CNY
74,16 ↑ USD
62,07 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+22° ветер 3 м/c
EN
04 августа
Вторник

Экономика

Искушение трубой

Нефтепровод из Восточной Сибири на Дальний Восток равно может принести Приморью и процветание, и крупные проблемы

Василий Буслаев, Кирилл Кротов, Алена Ортман

1 августа для Дальнего Востока станет судьбоносным днем - правительство выберет вариант очередной "стройки века", и на сей раз это будет нефтепровод от Ангарска до Японского моря. Заказчик - компания "Транснефть" - передаст в правительство раздел ТЭО с обоснованием инвестиций одновременно с нефтяной компанией ЮКОС, которая принесет туда же свой альтернативный проект нефтепровода - тоже из Ангарска, но уже в Китай.

Стройка века

Протяженность тихоокеанской трубы - 3765 км, пропускная способность - 50 млн тонн сырой нефти в год, стоимость строительства - более 5,5 млрд долларов. Из них около 20 % обязалась вложить сама "Транснефть", остальные предполагается взять у заемщиков, и такие уже есть. Проектирует нефтепровод московский институт "Гипротрубопровод". Планируемый срок окончания стройки - 2008 год, однако реальное время может составить на один-два года больше.

Новая труба будет подключена к существующим нефтепроводам, по которым уже много лет гонят сибирскую нефть в Европу. Приморью из всего этого великолепия достанется около 530 км нового нефтепровода и конечная его точка - нефтеналивной терминал, который решено возвести в бухте Перевозной Хасанского района.

Пока окончательного решения о стоимости, параметрах и собственно запуске проекта еще не принято. Однако изыскательские работы идут полным ходом: по словам вице-губернатора Юрия Лихойды, сейчас на трассе будущего трубопровода работают 13 рабочих групп специалистов со всей России. Труба должна пройти вдоль автотрассы Хабаровск - Владивосток, и для нее придется вырубить в лесу просеку шириной 37 м. Для того, чтобы уложить трубу диаметром 1,2 м в землю (надземных нефтепроводов в России почти не строят - сложно эксплуатировать), придется выкопать канаву 2 х 2 м, а вдоль всего трубопровода понаделать всяких нужных приспособлений - нефтяных ловушек, подъездных дорог, систем слежения, и т.д. По дороге труба должна обогнуть все препятствия - на 30 м поднырнуть под русла рек, стороной обойти заповедники, месторождения полезных ископаемых и даже археологические стоянки. При согласовании маршрута с руководителями районов, по которым пройдет труба, его нитку почти везде пришлось изменить.

Там, где кончается труба

Варианты терминала в Перевозной, способного принимать супертанкеры дедвейтом в 300 тысяч тонн, сейчас проектируют инженеры ДНИИМФ. Первоначально исследовались восемь бухт Приморья и Хабаровского края, потом остались две - Владимира под Находкой и Перевозная. В итоге почему-то выбрали Перевозную, хотя там хуже, чем во Владимире, ледовая обстановка: весной она забивается толстым льдом из кутовой части Амурского залива. Трехсоттысячники по такому льду не ходят даже с ледоколом: при длине корпуса в 300 м колотый лед, которому просто некуда из полыньи деваться, может повредить обшивку танкера. К тому же труба к Владимиру была бы на 400 км короче - правда, ее пришлось бы вести через сопки Партизанского хребта.

Пригодное для причала место с глубинами не менее 25 м есть у полуосторова Ломоносова, но даже там придется или углублять дно, или выносить причал в море почти на километр. Самый простой вариант выносного причала - поставить в море три огромных бочки на якорях, на удалении в 2-3 км от берега, и подвести трубы к ним. Однако скорость налива нефти будет невысока, а супертанкер должен заполняться нефтью за 8 часов. Другой вариант - подкопать дно и вынести причал на сто-двести метров. Третий, комбинированный, вариант кажется инженерам наиболее рациональным: вынести в море на нужную глубину - это около 700 м от берега - свайный причал на три танкера, к которому подвести нефтепровод либо по эстакаде, либо под водой. Кроме того, в свежеиспеченном нефтепорту предстоит построить дамбу для укрытия вспомогательных судов и массу береговых зданий, а также нефтяные резервуары и насосную станцию. Говорят, что жители Перевозной после закрытия зверофермы остались вообще без работы и ждут не дождутся начала стройки. Как, впрочем, и многие другие...

Надежда и опасность Приморья

У проекта, как водится, есть плохие и хорошие стороны. Начнем с приятного. Постройка нефтепровода и его последующая эксплуатация должны дать краю, во первых, массу рабочих мест - только на постройке терминала будет задействовано больше тысячи рабочих и специалистов, а для обслуживания насосных станций в Кировском районе и в Сибирцево понадобится около 300 человек. В целом же потребуется несколько тысяч рабочих рук, организованных в 115 мехколонн, которым будет гарантирована занятость в течение нескольких лет. Во-вторых, хотя нефтепровод и экспортный, но администрация края потребовала заложить в его проект обеспечение Приморья и его энергетики на протяжении минимум 50 лет жидким топливом по приемлемым ценам.

Но у проекта есть, конечно, и противники. И главные, разумеется, - "зеленые". Они говорят, что любой разлив нефти в районе терминала убьет все живое в близлежащем Морском заповеднике, да и во всем мелководном Амурском заливе. Печально известный танкер "Эксон Валдез", 13 лет назад заливший нефтью весь залив Святого Вильяма на Аляске, был в три раза меньше тех танкеров, которые планируется использовать в Перевозной.

Далее. Хотя труба и не проходит по заповедникам, но она затрагивает охранные зоны Кедровой Пади, несколько заказников и памятников природы. Рядом с Перевозной - бухта Нарва, где летом всегда масса отдыхающих. Кроме того, трасса нефтепровода пересекает русла нескольких нерестовых рек Хасанского района. По мнению Юрия Берсенева, эксперта Фонда охраны дикой природы, все это говорит о том, что вариант выхода трубы на Находку потенциально имел значительно меньший экологический вред.

Впрочем, трубы еще нет, и есть время разобраться. Согласно правилам, после доработки технико-экономического обоснования проекта он должен поступить на экспертизу - в том числе, и экологическую. После этого на всех территориях прохождения нефтепровода должны состояться общественные слушания по т.н. ОВОС - оценке воздействия на окружающую среду. Инженерам "Гипротрубопровода" придется объяснять местным экологам особенности проекта и отвечать на все каверзные вопросы - такое представление приморцы смогут увидеть в августе-сентябре, после того, как правительство совершит свой выбор. Впрочем, последний спроектированный институтом терминал в Приморске (Ленинградская область) экспертировали и оценивали "зеленые" самых разных цветов - из Петербурга, Финляндии, Дании... Претензий не нашлось.

Где найти свободный миллиард

Кроме внутренних врагов, у проекта есть еще и внешние. Самый опасный - президент НК "ЮКОС" Михаил Ходорковский - заявил в конце июня, что трубопровод на Дальний Восток построен не будет. По простой причине нехватки нефти: чтобы окупить трубу в течение 15 лет, по ней ежегодно нужно прогонять 50 млн тонн нефти. То есть, всего понадобится 1 млрд тонн, тогда как все наличные запасы Восточной Сибири составляют четверть от этого объема.

Скепсис Ходорковского понятен: в случае предпочтения более экономически оправданной "японской" трубы его "китайский" проект точно не понадобится. Одно дело - иметь выход на Китай, и совсем другое - на всю Юго-Восточную Азию и США, где ту же нефть можно продать в разы дороже. Кроме того, не будет зависимости от монопольного покупателя в лице КНР. Что касается запасов, то, по заключениям академика Канторовича из Сибирского отделения РАН, нефти в Сибири столько, что хватит на две трубы - правда, по слухам, этот специалист консультирует оба проекта...

По информации "Транссибнефти", первоначально трубу планируется загрузить нефтью западносибирских месторождений, а позже - восточносибирских, которые, правда, еще надо доразведать. Конкретный список месторождений является коммерческой тайной, но известно, что Минэнерго создало по просьбе "Транснефти" специальную рабочую группу, которая должна определить, какие сибирские месторождения могут стать источниками нефти для нового трубопровода. Пока нефтяное обеспечение тихоокеанской трубы является самым слабым местом проекта, так как свободного миллиарда тонн в Сибири на сегодня действительно нет.

Поделиться:

Наверх