68,78 ↓ 100 JPY
11,38 ↓ 10 CNY
73,52 ↓ USD
65,57 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-2° ветер 2 м/c
04 марта
Четверг

Общество

На выставке "реальной" живописи в "Артэтаже" ДВГТУ можно увидеть работы молодого Александра Пыркова

Лучшие работы студентов академии искусств за всю ее 45-летнюю историю показывает музей "Артэтаж" ДВГТУ

"Аз есмь реализм - альфа и омега изобразительного искусства", - примерно так можно обозначить главную идею этой увлекательной экспозиции. И хотя организаторы выставки убеждены, что бытие определяет эстетику, а не наоборот, и картины должны отражать реальность, а не фантазии, именно искусство способно сделать жизнь справедливее и красивее.

Несколько десятков огромных полотен и небольших этюдов показывают лучшие студенческие картины из объемного фонда Дальневосточной государственной академии искусств, которая свято хранит высокие стандарты академической живописи. "Лучшие", по словам Натальи Попович, декана художественного факультета академии, значит, что отбирали картины коллегиально - профессора, доценты и преподаватели вуза. Главный критерий отбора - эстетические достоинства. Другой момент - желание показать учебный процесс. Так, в одном зале демонстрировались этюды, учебные постановки и композиции, дипломные работы студентов академии (в прошлом - института), созданные за 45 лет ее существования. Редкая возможность увидеть, как рисовали первокурсники Александр Пырков и Юрий Собченко, признанные мэтры современной живописи.

Основная тональность выставки - приморская действительность в историческом охвате с 60-х по 2003-й годы. Главные герои - люди. Мужчины, женщины, подростки, дети. Один из центров экспозиции - огромное полотно с двумя литейщиками. Стальной тон, верные, сильные линии, отголоски конструктивизма. Изысканная живопись с мощным зарядом жизни. Не менее запоминающаяся работа - учебная композиция неизвестного автора, которая органично показывает сложную по компоновке сцену в бане: сочетание в меру синего, белого и желтого на темном фоне создает таинственное и праздничное ощущение.

Оптическое чудо, мимо которого не может пройти зритель, - дипломная работа Константина Сычева "Туристы". Как заметил один из художников, картина производит такое ощущение, будто горный пейзаж начинается прямо в галерее. При всей простоте изображенной ситуации (группа туристов в ярких одеждах на фоне черной земли и ярко-белых гор) картина ясно выдает несколько интимных идей: где мы? кто мы? куда мы?

Одно из самых сильных впечатлений оставляет портрет старой женщины в синей одежде, сделанный студентом Ильей Бутусовым. Невероятная глубина образа. Будто это родная бабушка самого зрителя. Некоторые посчитали эту учебную картину одной из лучших. Живописнее более простого по цвету, но не менее сильного по психологизму, группового портрета подростков-уголовников Сергея Форостовского. Каждая работа показывает особую тональность человеческих отношений. Даже если не всегда они понятны (как в церковных сюжетах), присутствие их невозможно не ощутить.

Искусствовед и доцент академии Виталий Кандыба заявил, что "вообще, все и вся в этой экспозиции - грани великого разнообразия земного бытия и неисчерпаемых глубин человеческой души. В бесконечности жизни и постоянном обновлении кроется принципиальная и потенциальная извечность реализма. Он необходим человечеству как средство самопознания. Потребность в нем нескончаема. То, что сегодня гуманистический реализм русской художественной школы находится в состоянии меньшей востребованности, чем раньше, нелицеприятно характеризует время, в котором мы живем. Давайте не будем приспосабливаться к нему, к его болезням духа и добровольно уподобляться бесам, вошедшим в тело России. У нас есть возможность противостоять этому. Ведь художественные вузы превратились сегодня в нечто исключительное - в заповедники нормальности, бастионы утонченного вкуса, в избранное аристократическое сообщество на фоне плебейского разгула в искусстве, массовой нравственной расслабленности среди художников, неспособности к жизнелюбию, жизнеутверждению как норме художественного поведения".

Евгений Мырзин

Поделиться:

Наверх