69,79 ↑ 100 JPY
11,53 ↑ 10 CNY
74,58 ↑ USD
66,33 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-7° ветер 1 м/c
03 марта
Среда

Общество

Историк моды Александр Васильев считает, что женщины потеряли невинность после Первой мировой войны

Невероятно сумбурные лекции привез во Владивосток Александр Васильев, "всемирно известный историк моды, декоратор интерьеров, сценограф, автор популярных книг и статей, непревзойденный лектор и коллекционер", как он сам себя представляет

С 16 по 21 апреля Васильев прочитал в театре "Андеграунд" ВГУЭС цикл из шести лекций: "Кино и мода", "Мода и религия", "Секс и мода", "Загадка Коко Шанель", "Эльза Скьяпарелли и сюрреализм в моде", "Тенденции моды 2007". Заинтригованный кор. "Н" посетил одну из них.

"Непревзойденная лекция" о сексе и моде собрала почти полный зал женщин (в основном студенток). Невысокий полноватый мужчина со сверкающими глазами и блестящим начесиком на голове, в мятых джинсах и черном бархатном пиджачке, в розовой рубашке, с розоватым шарфиком на шее энергично пробегает по сцене, садится у микрофона и начинает очень манерно комментировать слайд-шоу на киноэкране. Слайды - фотографии и репродукции картин - отобраны в хронологическом порядке в соответствии с темой, широта трактовки которой оказывается почти безгранична. Здесь аристократки, проститутки, циркачи, дамы с порнографических открыток, солдаты, натурщицы, деятели кино и шоу-бизнеса разных времен, а также случайные люди. Везде лектор подмечает сексуальность и особенности наряда.

Чтобы оживить обстановку, Васильев время от времени отпускает в адрес слушателей колкости, почти не скрывая малопонятного снобизма: "Смотрите - это актриса Рита Хейворт. Видели ее в фильме "Гильда"? Тогда нам не о чем с вами разговаривать". Так и хотелось спросить: а ты видел фильмы Филиппа Гарреля?

После замечания о том, что в мире женщины оголили животик еще несколько десятилетий назад, а во Владивостоке об этом узнали только в прошлом году (видимо, подразумевался приезд Васильева, возвестившего это открытие), в зале проносится недовольный шепот. Но лектор снова приковывает к себе внимание псевдоаристократическим лоском и эротизированной речью.

По сути вся лекция была построена на эротизации простых высказываний: "Смотрите, какая голяшка!", "Мужчины в начале века стали носить купальники, в которых так сладко друг к другу прижиматься", "Губы стали красить так, чтобы по форме они напоминали другую часть тела" и т.п. Параллельно Васильев педалирует тему ностальгии по аристократическим временам: "Сто лет назад женщины ценили себя высоко. За ночь с женщиной мужчина готов был отдать сокровища: бриллианты, дворцы. Теперь об этом нет и речи". Не выказав в своих коротких, часто совершенно бессодержательных, комментариях сколько-нибудь системного взгляда на сексуальность, лектор и не пытался раскрыть заявленную тему, полагая, вероятно, что для понимания этого публике достаточно его собственной сексуальности.

Говоря о моде, Васильев брал примером по преимуществу жизнь богатых европейцев и американцев и придерживался чисто внешних перемен: вот на этом слайде - женщина в корсете, а здесь - уже без корсета. Трехчасовой экскурс в историю моды представлял собой поток картинок и держался на одной идее - о том, что история европейской моды - это история обнажения тела с целью привлечения партнера, в которой современность - апогей раскрепощенности в одежде. А самый главный раздеватель в истории - война, ей Васильев уделил максимально глубокую аналитику: "После Первой мировой войны женщины потеряли невинность и целомудрие. Мужчин стало очень мало. Конкуренция среди женщин возросла. Они надели облегающие юбки". Все другие перипетии моды, поскольку, вероятно, не были связаны с войнами, были удостоены только сумбурных констатаций, высказывая которые автор по своей прихоти избирал то историческую, то психологическую, то политическую, а чаще частную эмоциональную точку зрения.

Если убрать эмоции, то от лекции остается только ряд курьезных фактов о тюрнюрах, корсетах, юбках и купальниках, неясно, каким образом связанных с историей сексуальности, которую, конечно, нельзя объяснять ни через моду, ни через политику, по крайней мере, таким беглым образом. Исследование Васильева без системы, анализа, авторитетных мнений и веских документов похоже скорее на эссе, украшенное ворохом фотографий.

Говорят, награжденный золотой медалью Академии художеств России, медалями Дягилева и Нижинского Александр Васильев работал в двадцати пяти странах, оформил более ста постановок балетов и опер, а сегодня преподает историю костюма и моды на четырех языках по всему миру, а также является руководителем специализации программы "Индустрия моды" Центра развития гуманитарных технологий управления МГУ им. Ломоносова. Во Владивосток профессор Васильев приехал в третий раз по приглашению ВГУЭС перед выступлениями в Черногории и Венеции. Вполне возможно, что за границей и в МГУ Васильев читает более содержательные лекции.

Андрей Иванов

Поделиться:

Наверх