68,08 ↓ 100 JPY
11,49 ↓ 10 CNY
74,04 ↓ USD
65,83 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+9° ветер 6 м/c
13 мая
Четверг

Общество

"Панночка" не помэрла: в Театре Кукол над сценой летал гроб

В Театре кукол почти ко Дню театра поставили спектакль с летающим гробом и злой ведьмой

Самым чудовищным впечатлением от "Панночки" Нины Садур, сыгранной выпускным курсом театрального факультета Дальневосточной академии искусств, стало поведение некоторых юных зрителей. Прочее было безупречно.

В те годы, когда никто не знал о "Ночном дозоре", Николай Васильевич Гоголь уже создавал умопомрачительные картины, будоражащие сознание российского читателя XIX века. Но мог ли он подумать, что переведенные на современный язык, разжеванные и порезанные на тонкие пласты его идеи найдут новое применение? По крайней мере, в прошлые выходные те, кто пришел в Театр кукол, в этом смогли убедиться.

Начнем с того, что во Владивостоке, похоже, Нину Садур ставят впервые. Учитывая, что писательница уже стала живым классиком современной русскоязычной драматургии, то это - несомненное и самоценное событие в театральной жизни Владивостока, которое так удачно по времени почти совпало с Международным днем театра. Более того, все участники сценического действия - те, кого через пару лет можно будет смело назвать новым театральным поколением Владивостока. Так что, здравствуй, племя молодое. Пусть и малознакомое, но однозначно талантливое.

Заметно было, что первый акт актеры-студенты нервничали: малость тараторили и жестикулировали, может быть, чересчур щедро. Это, кстати, отметил режиссер- постановщик спектакля и педагог курса - художественный руководитель Театра кукол Виктор Бусаренко - и просил строго не судить молодежь. А строго, впрочем, было и ни к чему. Ребята старались изо всех сил - и уже во втором акте от юношеского мандража не было и следа. И может быть, поэтому центральный монолог Хомы Брута по силе воздействия на сентиментально настроенного - и знакомого с литературной первоосновой - зрителя мало с чем был сравним. Другими словами, если начинаешь верить в то, что вот пройдет совсем немного времени и этот восторженный уже не мальчик, но еще не муж, "пан философ и козак", пришедший на хутор в одной холщовой свитке, единое богатство которого добрые сапоги, подаренные однокашником в непонятном припадке щедрости, помрет страшной смертью в схватке с безумным потусторонним злом, смрадное дыхание коего ощущаешь столь отчетливо, что оторопь берет прямо в зрительном зале... Короче, скоро задохнется в бледных объятиях "чортовой ведьмы" поседевший в одну ночь Хома Брут. И плачешь от жалости к этому мальчику. Но выбора у него нет. Потому что кто-то должен заткнуть дыру, через которую лезет в наш мир чертовщина, смерть и зло. И выбирает подчас для этого Господь самого ничтожного человечишку, как считает, не ропща при этом на Бога, бедолага бурсак. В одном он ошибается, бедный Хома Брут - не ничтожный он. Просто так вышло. В этом, кстати, и прослеживается экзистенциальная направленность пьесы Нины Садур, что отметил в беседе с кор. "Н" режиссер-постановщик Виктор Бусаренко.

Уже принимая поздравления с удачной премьерой, Виктор Васильевич признался, что пытался с помощью некоторых нехитрых, но искренних приемов донести до сознания зрителей христианскую сущность пьесы, как то: используя в финале образ Богоматери с Младенцем Христом. И тут хочется поспорить с маститым режиссером. "Панночка" Нины Садур - даром что это не одно и то же, что "Вий" Гоголя, - предстает, особенно усиленная сценическими средствами и мастерской актерской игрой, почти языческим гимном жизни, Солнцу и любви. И то сказать, что в пост о таких вещах лучше не рассуждать. Но спецэффекты, живописующие гоголевские ужасы, в спектакле присутствовали: в "Панночке" и гроб летает, и Хома Брут натурально седеет.

Одно обидно и горько осознавать: молодежь, что массово пришла в день субботний на спектакль своих ровесников, вероятно, ожидала чего-то схожего с лукьяненковскими "Дозорами". Ар-н-би-сексуальным студенткам с оголенными пупками и их бритоголовым спутникам, судя по всему, было неимоверно тяжело высидеть целых два часа, погружаясь в неведомый им дискурс. Да, спектакль, поставленный по мотивам гоголевского "Вия" - это вам не концерт Тимати и даже не, прости Господи, "Жара". Однако же не повод, чтобы шептаться: "а че эта рыжая на сцене орет", слать эсэмэски, болтать по мобильнику и шелестеть шоколадной фольгой у самого уха своего соседа по партеру.

P.S. От имени редакции автор данного материала поздравляет всех владивостокских мастеров сцены с Международным днем театра. Спасибо вам большое.

Андрей Вороной

Поделиться:

Наверх