67,93 ↓ 100 JPY
11,48 ↓ 10 CNY
74,14 ↓ USD
66,11 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+9° ветер 2 м/c
10 мая
Понедельник

Общество

Почему орел больше не клюет "Прометею" печень?

В марте Владивосток может видеть редчайшее зрелище - спектакль "Прометей"

Представьте умное и красивое произведение, где опасные трюки и яркие эффекты подчинены одной истории. Первый в стране цирковой спектакль был создан 30 лет назад знаменитым цирковым артистом Владимиром Волжанским. С тех пор его видели почти во всех странах мира. Детище Волжанского, его коллег и продолжателей было удостоено Первой государственной премии СССР, а в 1998 году завоевало "Серебряного клоуна" на фестивале в Монте-Карло - самую престижную награду в мире циркового искусства.

Как и греческий миф, спектакль начинается с любви - с удивительно красивого танца бога Прометея и его смертной возлюбленной. Эквилибристика в сочетании с глубоким светом и тревожной симфонической музыкой точно выражает движения страсти. Ради любви Прометей решается на подвиг. Крадет огонь с Олимпа, отдает его людям - и на арене вспыхивает изысканный феллиниевский танец огня. Прометея настигает расплата - он уже вздернут под потолком в цепях. Когда-то в эту сцену, ошарашивая публику, влетал настоящий дрессированный орел и, пролетая через весь зал, садился на жертву и "клевал" Прометею печень.

- Теперь из-за недостатка финансирования орла на гастроли не возят, - рассказывает Игорь Гринько, руководитель спектакля. - Да и само зрелище сокращено примерно на треть, выступают 15 артистов против прежнего полного состава в 30 человек. К примеру, если сегодня у нас только два взлета (а это очень красивый эффектный трюк), то раньше одновременно взлетали шесть артисток.

Однако и урезанный вариант спектакля дает зрителю небывалое удовольствие - и детям, и взрослым. Все основные сцены сохранены, и спектакль воспринимается как единое целое. Центром действия является пьеса канатоходцев. Они ходят по тонким тросам высоко над ареной. На голове мужчины непринужденно стоит девушка в балетных пуантах, изящно вскинув руки. Потом композиция усложняется - их уже трое: артисты легко идут по канату, натянутому под углом 45 градусов. Они страшно рискуют - и так вовлекают зрителей в созерцание настоящего искусства.

Рискованные трюки в цирке означают величие человека. Это и есть подарок "Прометея". Подарок артистов, которые работают за пенсию в 2,5 тысячи рублей, каждый раз рискуя убиться или покалечиться.

- Когда ходишь по канату, ни о чем, кроме трюка, думать нельзя, - говорит Игорь Гринько. - Нас возбуждает большой зал, полный публикой, которая следит за тобой, затаив дыхание. Жаль, но во Владивостоке в первые дни было человек двести. Это особенно обидно, когда знаешь о том, как искусно разрекламированные, но ничем не выдающиеся коммерческие программы собирают полные залы. А что могут сделать артисты? Мы понимаем, что это убытки, но, как и на любом представлении, работаем по-честному. В цирке любая ошибка может стоить тебе или твоему напарнику жизни... Хождение по канату - это один из самых опасных и захватывающих цирковых жанров. У каждого из нас подготовка не менее 10 лет. Я, например, мастер спорта международного класса по спортивной акробатике, 10 лет занимался профессиональным спортом, а потом ушел в цирк. И вот уже 12 лет работаю в спектакле "Прометей". Мы репетируем каждый день по три часа. Если случаются вынужденные перерывы, хотя бы на месяц-два, то это значит, что восстанавливать навык балансировки будет тяжело - надо будет заново "нахаживать ноги".

Мировой успех "Прометея", не проходящий уже 30 лет, давно уже подталкивает артистов к созданию нового спектакля.

- Идей полно, - признается Гринько, - но нет денег: Росгосцирк постановки не финансирует, а у артистов зарплаты едва хватает на сведение концов с концами. Можете представить, сколько стоит весь аппарат - вся эта сложная система тросов и платформ, на установку которой уходит два дня.

Напомним, что спектакль в цирке - это для мировой практики подход не новый, но для России - редкий случай, отсылающий к попыткам создания цирковых авангардных спектаклей в начале ХХ века. Если можно сравнивать, то по уровню изобразительности "Прометей" далеко опережает большинство нынешних театральных постановок, которые выглядят слишком просто по отношению к физическим возможностям актера и слишком одномерно по отношению к пространству. Именно у цирка получается совмещать две почти противоположные идеи: глубину мифологических обобщений и невероятно высокую степень ощущения реальности - обостренного сопереживания сценическому действию. И все это сделано по-настоящему красиво.

Евгений Панкратьев

Поделиться:

Наверх