70,20 ↑ 100 JPY
11,52 ↑ 10 CNY
74,44 ↑ USD
66,33 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-7° ветер 5 м/c
EN
01 марта
Понедельник

Общество

В балете "Спартак" на сцене целуются гомосексуалисты

Гимном страсти и любви, в том числе и однополой, оказался балет "Спартак" в постановке Московского академического театра классического балета Касаткиной и Василева, гастролировавшего во Владивостоке

Честно? Арам Ильич Хачатурян зарезал бы за такую трактовку своего вполне целомудренного балета. Эта прекрасная во всех отношениях постановка "Спартака" слишком смела.

Честно? Роман Григорьевич Виктюк нервно посасывает сигарету в углу, так как даже от него сложно было ожидать такой... Смелости? Возможно.

Сразу отметим высокое качество самой балетной постановки - придраться по большому счету не к чему. Особенно тем, кто ни разу в жизни не надевал пуанты. Хореографические решения некоторых картин просто умиляют своей традиционностью, отточеностью, выверенностью - взять, к примеру, "Песнь о бессмертии" в десятой картине спектакля.

Этот "Спартак" богато декорирован, что редкость в случае стандартной антрепризы. И то сказать - полноценный балетный спектакль не может быть антрепризой по факту. Как гласит аннотация к спектаклю на официальном сайте театра, для балета "Спартак" художником Елизаветой Дворкиной было изготовлено триста потрясающих своей роскошью костюмов. Масса же общая декораций к "Спартаку", выполненных по эскизам Иосифа Сумбаташвили, составляет шесть тонн! Кстати, их собирают более восьми часов! Даже игровое оружие изготовлено на известнейшей ювелирной фабрике - все для того, "чтобы показать чувственный, страстный стиль эпохи блистательного упадка Рима" (цитата из официальной аннотации).

Заметим, что постановщик сценических боев Александр Малышев не только вице-президент Федерации вольного боя, вице-президент Федерации "Русского боя" и генерал-майор, но еще и князь. Правда-правда - так и указано на официальном сайте театра классического балета Касаткиной и Василева.

Основные вопросы возникают по части либретто, весьма вольно истолкованного Натальей Касаткиной и Владимиром Василевым. Ну, во-первых, у Рафаэлло Джованьолли возлюбленную Спартака звали Валерия, а не Аврелия. И была она римской патрицианкой, вдовой, а не греческой рабыней. Гречанкой была Эвтибида - рыжая стерва и гетера.

Во-вторых, авторы постановки - не балета! - слабо знакомы не только с текстом Джованьолли, но и с историей Древнего Рима. Восстание Спартака пришлось на период расцвета римской державы, а не упадка, как сказано выше. Если что и было в упадке, так это политическая система Рима - республика устаревала, Рим уже успел побывать в лапах диктатора Суллы, а вскоре, после восстания Спартака, вообще стал империей, которая оказалась более прогрессивным политическим строем.

Очевидно, само словосочетание "Рим периода упадка" обладает каким-то магическим воздействием на умы художников, которые готовы свои скрытые эротические фантазии воплотить: кто в кино - "Калигула" например, кто в балете... Увы, увы, похабные оргии, где "патриции блудили с гетерами", реалиями древнеримской общественной жизни стали несколько позже. А в указанную историческую эпоху в Риме еще слишком свежи были и пассионарность, и страсть к захвату новых жизненных пространств, да и заветы Катона Старшего, великого моралиста и стоика, прославившегося не только фразой: "Карфаген должен быть разрушен", но и активным внедрением высоких моральных устоев в древнеримское общественное сознание.

Красс - почтенный и уважаемый человек, самый богатый римлянин, - был героем, а не либертеном. Потому и победил такого во всех отношениях достойного соперника, как Спартак. Едва ли стоило изображать его в объятиях с мимом Метробием, которого, кстати, отменно танцевал Артур Гаспарян. Собственно, и танцевавший Красса Николай Чевычелов - настоящий виртуоз танца, человек с такими мускулистыми ногами, что по ним можно анатомию изучать, кожи не сдирая.

Может показаться, что мы морализируем: ну что с того, что на сцене заслуженный артист России Сергей Белорыбкин целуется со все тем же Гаспаряном? Да Юпитера ради! Мы против фактических ошибок, которые, увы, в этом во всех отношениях замечательном балетном спектакле были видны невооруженным глазом и резали этот глаз, словно гладиус римского легионера яремную вену Спартака, которого, как известно, в финальной битве просто по кускам разметали, а не из лука подстрелили предательски. Ну это уже история...

Андрей Вороной

Поделиться:

Наверх