68,23 ↓ 100 JPY
11,52 ↓ 10 CNY
74,58 ↓ USD
66,31 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+12° ветер 2 м/c
07 мая
Пятница

Общество

"Тибетские сны" поражают своей грязностью

Занятную выставку картин красноярского художника Сергея Форостовского - с китайской природой и китайскими людьми - открыла намедни галерея "Portmay"

Под названием "Тибетские сны" собрано пару десятков тибетских пейзажей большого формата, выполненных в примечательной технике. При том что картины очень реалистичны по рисунку, почти все они покрашены в один тон - в серо-черно-коричневую сепию. Главный герой композиций - свет, точнее вспышка света, формирующая пространство. Чем-то этот эффект сепии и вспышки напоминает фотографию. У Форостовского он по-видимому несет тот же фотографический смысл показа случайности и смерти, в отличие от концепций других известных живописцев, которых формально можно отнести к методу "фотографического" реализма, начиная с коллажей американца Энди Уорхолла и кончая работами бельгийца Люка Тойманса, использующим живопись как "интеллектуальную флюорографию", и немцем Мартином Киппенбергером, провозгласившим "сознательное отсутствие стиля" в своих фотоподобных холстах.

Помимо европейской традиции фотографическое моделирование изобразительных знаков отсылает к традиции дальневосточной монохромной живописи вообще и религиозной в отдельности. Традиционная китайская живопись совмещала реализм изображения с символическими функциями. Картины Форостовского претендуют на тот же подход, но обнаруживают свои проблемы. В первую очередь, духовность послания снижает ощущение грязности цвета. Возможно, это результат технической ошибки автора - масло не самая удачная краска для пейзажей, требующих нежных объемов и изящных контрастов. А возможно, грязь - это специальная условность, необходимая для разговора о религиозной стороне дела. Буддийская бренность жизни, переданная фотографическим эффектом, разложена на разные сюжеты: пейзаж, жанровая сценка, портрет и коллаж. Общая тональность энергетики всех картин - замедленность времени, спертость дыхания от масштабов пространства. Возможно, эту спертость в большей степени обуславливает не цвет и сюжет, а огрехи композиции - к примеру, туман в горах на одной картине показан не как воздух, а как тяжелая биомасса. Пейзаж с озером от объема неба оставляет небольшую полосу, которая подавлена массой серой земли. Некоторые полотна с людьми показывают вокруг высвеченного солнцем человека непроницаемую массу темного пространства и т.д.

Можно заключить, что автор изображает не какие-то духовные вещи, вроде святой тибетской земли или единства и борьбы противоречивых стихий, а только попытку погружения в чужеродную среду.

Как рассказывает Александр Лобычев, арт-директор галереи, Сергей Форостовский родился в 1966 году в поселке Ольга Приморского края. Закончил Владивостокское художественное училище в 1985 году и Дальневосточный институт искусств в 1993 году. В 1995-1998 годах работал в творческих мастерских Российской Академии художеств в Красноярске. Постоянный участник международных, российских и зональных выставок. Член Российского Союза художников. Живет в Красноярске. Персональная выставка "Восточный транзит" - это одно из воплощений его масштабного проекта, который он пытается реализовать уже не первый раз. Коллективные выставки с таким названием, которые представляли творчество сибирских и дальневосточных авторов, экспонировались в Харбине, Благовещенске, Красноярске, Берлине, Люнебурге, Иокогаме. На этот раз Сергей привез во Владивосток произведения, созданные за последние два года в Китае, где он жил и работал в Харбине. Выставка проходит в рамках международной акции "Год Китая в России".

Евгений Панкратьев

Поделиться:

Наверх