Кино недели - "Апокалипсис"
Конкистадоров не будет (две секунды перед финальными титрами? Незачет). Финала цивилизации не предвидится - все живут, как жили, жуют бычьи тестикулы и режут друг друга в повседневном режиме, на этом фронте все без перемен
Что, собственно, вам с того, что на месте индейцев майя мог оказаться кто угодно - от еретиков средних веков до стрельцов Ивана Грозного? Майя здесь по одной-единственной причине - кое-кто из американцев до сих пор знает, что они существовали. Фильм - не более чем еще одна плита в вечнозакладывающийся фундамент семейных ценностей. Отсылки к Крещению Христа, доказательства Теоремы Гибсона - "цивилизация разрушает сама себя изнутри" - отправляются на задворки: режиссеру банально не хватает умения раскрыть свой замысел. Вместо грядущей трагедии народа, обреченного на тотальное истребление, мы видим много зелени, одну большую погоню и плохо поставленные драки. Ни трагизма. Ни величия. Ни страдания. Ни-че-го. Собака-Гибсон лает, караван идет. Очень простая ошибка - подмена общего частным - не дает "Апокалипсису" шанса: красавчику Руди Янгбладу сопереживать хочется, прочим мракобесным майя хочется желать лишь скорейшего исчезновения из жизни и экрана в как можно более жестоких мучениях. Думать о судьбе погибшего народа в таких условиях как-то совсем не хочется.
Чем сильнее "Апокалипсис" хочет шокировать и развлечь, тем меньше остается и шока, и развлечения. До тех самых пор, пока в сцене с откушенным лицом не начинаешь истерично хохотать и не перестаешь до тех самых пор, когда вражеского воеводу протыкают в пяти местах кольями в ловушке для лесных свиней. Уже к середине фильм сбрасывает все маски: исторические, аллегорические, нравственные и религиозные, и становится очевидно, что перед нами внебрачный отпрыск "Беглеца" и "У холмов есть глаза", только в этой групповушке успели отметиться еще и "Рэмбо", и "Безумный Макс", так что с отцовством будет трудновато. Важно: теперь и в джунглях! Стоило ли городить храмы и деревни ради этого - вопрос неоднозначный, а ответ - предсказуемый. Стоило, конечно. В Диснейленде ведь тоже строят пиратские корабли и космические станции ради того, чтобы адреналиновый мини-шок сподвигал людей на очередные подвиги. Съесть большое ведро поп-корна вместо обычного, например.
Во всем этом пустобрешьем раскладе с сумерками богов и прочими фернандесами жаль только, что другой визионерский фильм, как никакой другой, внятно иллюстрирующий трагедию современной цивилизации, - "Лабиринт Фавна" Дель Торо - так и не дошел до Владивостока.
Анатолий Филатов