65,24 ↓ 100 JPY
11,17 ↓ 10 CNY
72,33 ↓ USD
63,86 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+25° ветер 4 м/c
25 июня
Пятница

Общество

На концерте Арли Леонард можно забыть, как дышать

У джазовой певицы американки Арли Леонард голос почти в четыре октавы. И на ее концерте корр. "Н" несколько раз забыл, как дышать

Арли Леонард родилась в Калифорнии, но живет в Нью-Йорке, в Бруклине. Арли Леонард носит на голове роскошный дред-лок, но исполняет джаз, а не хип-хоп, регги и ар-н-би.

Ее родители, европеец Дэйвид Леонард и афроамериканка Роузлин Лайонхарт, прославились своими концертами в Детройте еще до рождения Арли. Отметим, местные хиппи и битники с восторгом встречали семью Леонард - ведь Арли выходила на сцену с шести лет. В студенческие годы Арли играла в "Трехгрошовой опере" Вайля-Брехта и писала пьесы сама. Записывалась и выступала с феминистической рок-группой Different и латино-джаз-командой Jasmine. Сейчас, помимо сольных концертов, иногда выступает с сестрой и двумя братьями - в семье Леонард поют джаз и соул абсолютно все.

- Никогда не начинай петь джаз ради денег, - говорит Арли. - Джаз нужно петь ради любви, только тогда все проклятия и неудачи отойдут от тебя.

В 2000 году Арли записала дебютный альбом Wild Honey ("Дикий мед"), высоко оцененный критиками и коллегами. Эта оценка тем дороже, если учесть, что 7 песен Арли спродюсировала сама - не самая простая задача для студентки-гуманитария с социологическим образованием, воспитанной на Элле Фицжеральд, Билли Холидей и Саре Воган.

Ее вокал практически не поддается словесному описанию. Можно вспомнить Аниту Бейкер и Нэнси Вилсон, но это даст очень приблизительное представление об Арли как об исполнительнице. Она абсолютно самодостаточна. Ее жизнь - это джаз, им она дышит и существует. "Я отдаю себя всю, постоянно, все время, я просто растворяюсь в музыке, позволяя ей уносить себя. Это одна из лучших шуток на свете - делиться своей душой со зрителями в зале, ради таких моментов я погружаюсь в себя, когда пишу песни или репетирую в студии".

На концерте, прошедшем в четверг на сцене театра им. Горького, Арли пела Гершвина, МакХью, Тарентайна, бразильца Антонио Карлоса Джобима (кстати, последний - один из любимейших ее композиторов). И пела прекрасно. Скэтовая вокальная импровизация (скэт - голосовой прием, используемый в джазе и госпеле, имитация различных звуков горловым пением), похоже, является ее фирменным излюбленным приемом - своим роскошным голосом госпожа Леонард владеет в совершенстве.

Что в ближайших планах? "Я надеюсь записать новый альбом, и мне бы хотелось, чтобы интернациональные продажи были устроены лучше, чем это было с моим дебютом. Нужен бизнес-план, спонсоры, контракт со студией... Но самое главное - я буду продолжать петь, писать песни и выступать везде, куда меня позовут, везде, где любят джаз". А зовут диву Арли много куда: Азия, Бразилия, Мексика, Франция, Голландия, Канада, Германия. Только в России она уже в пятый раз - московские джаз-фаны уже успели оценить ее выступления с Олегом Бутманом и нео-джаз-командой Magic Mushrooms.

У себя на родине Арли выступает по нескольку раз в неделю: от клубов и ресторанов до огромных концертных залов. "Я не считаю, что петь в ресторане - зазорно, я просто дарю свою музыку тем, кто хочет ее слышать, сколько бы их ни было, где бы это ни происходило". Позиция г-жи Леонард, как видим, весьма и весьма демократична.

А ведь ее музыка на самом деле - прекрасный подарок. Когда она пела Cry Me a River Гамильтона, в ее мощном, по-настоящему "черном" голосе дрожали настоящие слезы. По слезинке досталось каждому в зале театра. Позже нашлось место и для босса-новы, и для фанка, и для поп-вкраплений.

Не мешают ли постоянные разъезды семейной жизни Арли? "Дома никто не ждет, так что никаких проблем. Но я с радостью заведу семью, как только встречу правильного, "того самого" парня!" - смеется мисс, пока еще мисс Леонард.

Несмотря на плотную занятость, Арли находит время для общественной деятельности.

- Вы даже не представляете, сколько черных отдали свои жизни для того, чтобы сейчас мы могли слушать хороший джаз! - говорит Арли.

Она принимает участие в работе группы "Женщины мира в джазе", играла феминистический рок, а в 2003 году приняла деятельное участие в конференции Международной ассоциации джазового образования. Она прекрасная актриса - динамичная, яркая, открытая. Только за "Черный Орфей" Бонфы, исполненный самозабвенно и мощно, ей можно и нужно аплодировать - за прекрасный стиль, за сказочный голос, за настоящий гарлемский джаз настоящей старой школы, за бесконечное обаяние уверенной в себе и сильной женщины, за искренность и сердечную теплоту.

"Делать то, что я делаю, - это настоящее соревнование, чемпионат"

Арли пела великолепно, но концерт не удался бы, если бы не дальневосточные музыканты, игравшие с ней на одной сцене: пианист Андрей Виниченко, трубач Андрей Лукаш, контрабасист Константин Федоров и ударник Валерий Анохин. Певица общалась с музыкантами как со старыми друзьями, подбадривая и представляя их всякий раз после сольной партии. Приятно, что импровизации звучали не только в вокале, но и в аккомпанементе: было хорошо заметно, что музыканты очень хорошо сыгрались. Скоро у нас будет еще одна возможность в этом убедиться: на грядущем джазовом фестивале мы еще услышим их игру.

Даже маленькая неудача не испортила прекрасный вечер: во втором отделении Арли сбилась и стала петь песню по второму разу, но быстро опомнилась и, не прерывая пения, извинилась - именно так! - и сразу же начала правильную партию. Большинство зрителей, кажется, даже не заметило этой ошибки.

Исполнила Арли и две собственных песни - "Песню розы" и "Все кончено". Последней концерт и планировалось завершить, но после устроенной зрителями овации певица вернулась, чтобы подарить зрителям совсем уже прощальную песню "До свидания, черная птичка!" "Черная птичка", прилетай к нам еще, твое пение Владивостоку по нраву.

P.S. К сожалению, диска Wild Honey (2000 год, SolaJazz Records) Арли не привезла и даже извинилась за это на концерте. Не страшно - я уже заказал себе один через Интернет. Советую и вам.

Анатолий Филатов

Поделиться:

Наверх