65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 3 м/c
19 июня
Суббота

Общество

Классик современной литературы Попов видит цензуру только в умах издателей

Запрещенный некогда Евгений Попов, один из самых известных и издаваемых современных российских писателей, посетил на днях Владивосток. Корр. "Н" улучил момент перед презентацией очередного номера литературного альманаха "Рубеж", увел писателя за кулисы и задал несколько животрепещущих вопросов

- Зачем вы приехали?

- Во-первых, я никогда не был во Владивостоке, но давно хотел здесь побывать. Так что, когда меня и моих друзей пригласили на презентацию книги дальневосточного поэта Арсения Несмелова и альманаха "Рубеж", в котором мы приняли участие, я с удовольствием согласился. То, что я здесь увидел, меня приятно удивило. Место уникальное, необыкновенные пейзажи, интересные люди и своеобразная культура. И вообще писатель должен много ездить, а не сидеть за письменным столом.

- Как вы думаете, экономическая раздробленность России отражается на состоянии отечественной литературы?

- Проблема разделенности страны, конечно, существует. Представить себе только, что перелет из Москвы во Владивосток обходится в тысячу долларов! Но о литературном пространстве я бы так не сказал. Благодаря Интернету география отходит на второй план. Все мы - и в Москве, и в Красноярске, и во Владивостоке - живем в одном культурном поле. И издание альманаха "Рубеж" - тому подтверждение.

- Есть мнение, что, несмотря на экономические, спортивные и культурные достижения, общая культура в России деградирует. Каковы ваши ощущения?

- Чушь это все. Я деградации не вижу. Знаете, всегда были такие разговоры и после нас будут. Конечно, в России много проблем. Но если сравнивать с недавним прошлым, то изменения все-таки происходят к лучшему.

- Государственной цензуры вы не чувствуете?

- В литературе никакой цензуры нет. Она есть только в журналистике - и то в умах издателей.

- Почему сегодня нет книг о войне в Чечне?

- Мне вспоминается война в Афганистане, которой также наша литература почти не коснулась. Я убежден, что писать о таких вещах можно, только побывав там. Фальшь здесь недопустима.

- Ваш коллега Михаил Бутов говорит, что современная русская литература неинтересна ни россиянам, ни тем более иностранцам. Почему?

- А я не согласен с этим совершенно. Например, мои книги издаются - и успешно - во многих странах. Где бы я ни был, везде встречал своих читателей. Помню, в Болгарии меня остановил тамошний гаишник, посмотрел документы и, узнав, что я "тот самый" русский писатель, стал обсуждать мои рассказы. Существует другая проблема: люди не могут достать моих книг.

- Некоторые критики называют вас "самым веселым анархистом современной российской словесности". Интересно, существуют ли для вас авторитеты в литературе и какие?

- Конечно. Из российских писателей это Достоевский, Толстой, Лесков (которого, по-моему, еще так и не оценили по-настоящему). Из американцев - Фолкнер. Список может быть очень длинным... Пожалуй, самыми великими писателями я бы назвал Джойса и Платонова. Каждый из них по-своему выразил суть жизни. Один - западной, другой - русской. Это трудное чтение.

- Как вы считаете, оправданна популярность Владимира Сорокина, которого одни чуть не боготворят, а другие готовы сжечь вместе с книгами?

- Безусловно. Сорокин - очень хороший писатель. Мне нравится большинство его произведений. Правда, в последних работах, на мой взгляд, он стал повторяться.

- Насколько труден хлеб литератора в Москве?

- Наконец-то писатели в России стали жить, как во всем мире, - на гонорары от литературной или преподавательской деятельности. Конечно, писатель всегда работает для страны. Но государство не должно вмешиваться в литературную работу, как это было в недавнем прошлом. Сегодня я зарабатываю тем, что преподаю в университете, занимаюсь журналистикой, публикую статьи и эссе. И мои коллеги живут так же. Правда, пока у нас в отличие от Запада система пребывает в зачаточном состоянии. Но это правильный путь, потому что он полезен для самого писателя. Не дает засиживаться на одном месте.

- Над чем работаете сейчас?

- В последние годы я много путешествовал - как по России, так и за границей. Свои впечатления и наблюдения решил воплотить в сборнике рассказов, которые объединяет присутствие сквозных персонажей. Большая работа - это биографический роман о Венедикте Ерофееве. Я хорошо его знал. Интерес для меня здесь не только в личности писателя. Мне интересно освежить историю своей молодости на фоне нашего времени.

Евгений Анатольевич Попов, 60 лет, Москва. Родился в Красноярске. Учился в геологическом институте, безуспешно пытался поступить во ВГИК и в Литературный институт. В 1968-1975 гг. работал в геологических экспедициях под Красноярском, в 1975 г. переехал в Москву. Первая публикация Попова - рассказ в красноярской газете (1962). С 1971 г. его рассказы публиковались в центральной прессе (с многочисленными цензурными купюрами). В 1979 г. участвовал в подготовке альманаха "Метрополь", вследствие чего был исключен из СП СССР, а на публикацию его произведений был наложен строжайший запрет. В годы перестройки Попова восстановили в СП СССР, в 1989 году увидел свет первый сборник его рассказов "Жду любви невероломной", за которым последовали романы "Душа патриота" (1989) и "Прекрасность жизни" (1990). До 1980 г. Попов написал свыше 200 рассказов, 10 коротких пьес и 2 многоактные. На сегодняшний день только в России издано 13 книг автора. Для всех его произведений характерны саркастический взгляд на современную жизнь, сказовая манера повествования, использование, подчас эпатирующее, паралитературных текстов (вырезки из газет и т.п.). В одной из последних книг Попова с брехтовским названием "Опера нищих" царит такая "веселая анархия" жанров и литературных приемов, что только автору, как опытному дирижеру, под силу соединить арии ("рассказы о непонятном"), дуэты (беседы с Беллой Ахмадулиной, рок-музыкантом Сергеем Шнуровым, сантехником Хомяковым) и хоры (случаи из жизни) в едино звучащее произведение о нашей жизни, смешной и горькой, уродливой и... прекрасной.

Андрей Иванов

Поделиться:

Наверх