В Приморской картинной галерее повесили японские гениталии
Жители и гости Владивостока могут оценить выставку редких японских гравюр в жанре укие-э
Разноцветные баталии, портреты актеров, самураи с отрубленными головами под мышкой и эротические зарисовки с возбужденными гениталиями - все это многообразие сюжетов показывает серия оттисков середины XIX - начала XX века из частного собрания.
Приморскому зрителю впервые представлены гравюры художников Кунисада, Кунисада Второго, Куничика, Кинко, Йошитора, Тошимори. В отличие от более известных работ мастеров укие-э, таких как Хокусай или Утамаро, представленные гравюры объединяет некоторая бледность изображения, которая, по мнению исследователей, характерна вообще для позднего периода этого жанра и связана с проникновением в Японию более дешевых красок из Европы, что и отразилось на качестве печати. В целом сюжетное разнообразие выставки вписывается в классические направления укие-э - "театральный портрет" (окуби-э), "пейзаж" (фукэйга), "эротика" (сюнга), "исторические и батальные сцены" (муся-э). К сожалению, на выставке не было замечено столь популярных в свое время портретов красавиц и куртизанок. Самураи и сцены военных стычек превалируют. Однако неожиданная выразительность двух эротических гравюр с откровенными постельными сценами перекрывает все сумрачные намеки на воинственность японских милитаристов.
Стоит вспомнить, что изобразительное искусство укие-э с самого рождения было посвящено "изменчивому миру" и земным радостям, и поскольку оно изначально было связано с развитием техники печати, то предназначалось для бедных, не способных раскошелиться на настоящую живопись. Если проводить аналогии, то японская гравюра, расцветшая в период Эдо (1600-1868), вполне соответствует нашим постерам и принтам, которые, как укие-э из буддийских картинок, выросли из икон и библейских иллюстраций, а сегодня совмещают в себе память об эстетической ценности с идеей массового тиражирования.
Андрей Иванов