70,20 ↑ 100 JPY
11,52 ↑ 10 CNY
74,44 ↑ USD
66,33 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+4° ветер 5 м/c
EN
28 февраля
Воскресенье

Общество

Правда Юна

Таиландец Прабда Юн, автор сценария к картине "Невидимые волны", любит путешествовать. Посещая незнакомые страны и города, он собирает сюжеты для своих романов и рассказов, газетных статей и пока еще немногочисленных киносценариев. Коренной житель Таиланда, он более десяти лет прожил в Нью-Йорке

Прабда на протяжении всего кинофестиваля не расставался с ноутбуком - записывал впечатления для тайских газет и готовил рассказ о Владивостоке.

По словам Прабды, в Таиланде режиссерам и сценаристам тесно в пределах одной страны, поэтому местный кинематограф во многом жив и славен интернациональными проектами. Над "Невидимыми волнами" работали сразу четыре продюсера из Швеции, Дании, США и Китая. И следующий его фильм с рабочим названием "Идеальное место" также будет спонсироваться из разных стран. Молодая американка едет в небольшой японской городок за экзотикой и оказывается в пространстве буддийских храмов. Ее лучшим другом становится юный монах. Решив как можно больше узнать о теневой стороне буддизма, она понимает, что все не так безоблачно, как кажется на первый взгляд. Путь к нирване тернист.

- Сегодня искусство неумолимо зависит от финансовых вливаний. На ваш взгляд, возможно ли в таком случае сохранить авторскую независимость проекта?

- Думаю, да. В "Невидимых волнах" это получилось. Я работаю в компании со своими лучшими друзьями. Продюсер, директор и режиссер - мои однокашники, мы хорошо ладим. Свой сценарий я приношу на проверку нашему директору, и если он хочет что-то поменять, то делает - я ему доверяю.

Малобюджетный фильм - лучшая площадка для творческого эксперимента. Мне проще написать несколько романов или повестей, а первый сценарий я создал по просьбе друзей. Они решали: зачем искать другого писателя, раз уже один есть? Они почти заставили меня сесть за сценарий. Работа продвигалась сложно - ведь это был мой первый опыт.

Но нам не всегда удается заполучить желанного актера. Так, на главную роль - убийцы - мы хотели взять известного гонконгского артиста. Но бюджет фильма не позволил: гонконгские мастера дорого стоят.

Кстати, наш коллега филиппинец Джош Хайд многих актеров в свой фильм "Жвачка" взял прямо с улиц столицы Перу, в трущобах Лимы...

Мы собирались поступить так же, но не рискнули. Ведь все равно придется человека учить, а это потеря времени - наш директор не привык рисковать.

- В вашей стране кинематограф цензурируется?

- В Таиланде запрещено показывать людей курящих или выпивающих. Секс, убийство, насилие - также табу. Никакой однополой любви. Никаких наркотиков и оружия. Запрет касается кинотеатров и телевидения внутри страны. Если на экран допускают киноленту из США или Европы, запретные сцены закрывает черный квадрат.

В "Невидимых волнах" встречаются кадры с обнаженными героями, перестрелками и убийствами. Когда эту ленту крутили в Таиланде, из нее вырезали все пикантности.

Но мы можем отправить подобный фильм на любой кинофестиваль или в узкий круг киноклубов Таиланда, где его будут смотреть иностранцы или студенты-кинематографисты. Также разные картины с пикантными сценами и не подвергшиеся "обрезанию" можно увидеть на нелицензионных "пиратских" dvd-дисках. Но цензура у нас мягкая. Никаких гонений со стороны властей и полиции, просто у нас это не принято. При этом правительство ничего не теряет и даже стимулирует продажу "пиратских" dvd-дисков, хорошо на них зарабатывая.

- Вас это раздражает? Такая политика оправдывает себя?

- Не я создаю правила. Но я согласен с тем, что наши дети не должны смотреть что попало. Взрослые сами могут найти себе развлечения. С другой стороны, неверно создавать иллюзию о Таиланде как об идеальной стране. Проблемы должны обсуждаться, в том числе и на экране. Я слышал, что такая ситуация очень похожа на то, как было в СССР, да?

Конечно, создается впечатление, что у нас нет секса, оружия, секс-меньшинств и наркотиков. Остается только догадываться: откуда тогда берутся дети, кто участвует в параде трансвеститов и почему так много наркоманов и проституток на улицах? На все эти негативные стороны правительство закрывает глаза.

- Таиландское правительство поддерживает кино?

- Нет. Это старая, давно сложившаяся система. Рынок киноиндустрии давно поделили между собой небольшие компании. Как и в России, начинающие кинорежиссеры зарабатывают капитал съемками рекламных роликов.

- В чем притягательность фильмов Восточной Азии?

- Люди "переели" голливудских страстей, абсолютно похожих друг на друга. На Западе режиссеры уделяют мало времени и внимания тонкостям сюжета, проработке деталей. Большие кинокомпании заработали капиталы и на всякую мелочевку предпочитают не тратиться. А кино... Оно перестает быть искусством. И хотя сегодня тайские продюсеры в большинстве выросли на западных блокбастерах и порой подвержены их влиянию, все же многочисленные маленькие компании, снимающие кино с мизерными бюджетами и конкурирующие между собой, выкладываются на полную. Вот и секрет успеха, по-моему.

- Может быть, какие-то впечатления о Владивостоке войдут в ваш новый сценарий?

- Скорее всего, о вашем городе и кинофестивале я напишу серию статей для нескольких тайских журналов. В одном из них я веду рубрику "Стиль жизни" - будет в самый раз.

Татьяна Шугайло

Поделиться:

Наверх