70,20 ↑ 100 JPY
11,52 ↑ 10 CNY
74,44 ↑ USD
66,33 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+4° ветер 6 м/c
EN
28 февраля
Воскресенье

Общество

В фильме "Тайфун" жители Владивостока видели самих себя

Пример "Меридианов Тихого" стал заразительным для всей России - параллельно по стране прошло несколько кинофестивалей

Татьяна Шугайло, Андрей Вороной, Анатолий Филатов

Хотите честно? Без особого ажиотажа открылся 25 августа во Владивостоке IV Международный кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона "Меридианы Тихого". Самая вкусная часть церемонии - звездная дорожка - не поразила требовательную приморскую публику. И причина вовсе не в том, что синий ковер местами протерся.

Однако, несмотря на недостаток звездного состава, в минувшие выходные центр кинопритяжения сместился во Владивосток: звезды и незвезды российского и зарубежного кино собрались в этот день в городе у моря. Потому что не только возможность поглазеть на Никиту Джигурду, который любит исключительно по-русски, или Ирину Печерникову, возрожденную ножом пластического хирурга, привлекает к фестивалю внимание владивостокских синефилов...

В этом году на него съехалось около пятисот актеров, режиссеров, сценаристов и продюсеров практически со всего света. Картины из Японии и Китая, Индии и Кореи, Мексики, Чили и Таиланда показали конфликт поколений и смену ценностей в современном обществе. Многие ленты говорят о необходимости интеграции культур, что актуально в свете угрозы международного терроризма. И неслучайно на кинофестиваль было аккредитовано около двухсот журналистов из разных стран: повышенное внимание со стороны прессы - показатель популярности "Меридианов".

Церемония открытия кинофестиваля началась необычно, с появления танцевального ансамбля "Ивами Кагура" из японской префектуры Симанэ - четыре дракона окутали публику желтым дымом; извиваясь, гигантские змеи складывались в геометрические фигуры. И самое удивительное, что все это проделывали маленькие дети! Кстати, специально к кинофестивалю префектура Симанэ привезла во Владивосток фильм "Белый корабль" - наивную и трогательную историю о том, как взрослые помогают сбыться мечтам детей.

Под рев проезжающей колонны байкеров подъехали и первые автомобили со звездами. Дорожка пустовала секунды, и вот на вершине появился президент фестиваля народный артист России Сергей Степанченко с супругой и сынишкой. На вершине всех гостей традиционно принимали губернатор Сергей Дарькин и заслуженная артистка России Лариса Белоброва.

Публика тепло встречала известного режиссера киноленты "Время коня" Нин Цая, прекрасных индийцев - режиссера кинокартины "Молоко и опиум" Джоэла Паломбо и японца Масахиро Кобаяси - постановщика кинокартины "Травля".

Далее на голубую звездную дорожку взошли сценарист скандального "Нанкинского пейзажа" Андрей Бычков и режиссер ортодоксального "Странника" Сергей Карандашов. К вершинам дорожки в своем секс-прикиде - пиджак на голую грудь - взбежал Никита Джигурда. Кстати, он решил в Приморье потусоваться сразу на двух фестивалях: после открытия "Меридианов Тихого" певец и артист отправился в бухту Тин-Кан, где вот уже несколько лет проходит фестиваль бардовской песни.

На дорожке можно было увидеть Бориса Галкина (он также отправился встречаться со своими поклонниками на Тин-Кане), Ольгу Хохлову, Вячеслава Бабкова. Публика аплодисментами приветствовала появление самой Натальи Крачковской. Правда, живая легенда советской комедии не смогла подняться по "звездной дорожке" к кинотеатру "Океан", а помахав зрителям, тут же уехала. Публика, сетуя на жару, посочувствовала актрисе, ведь, учитывая возраст народной любимицы и ее весомость, легко понять, что приболевшая женщина с трудом преодолеет такой, казалось бы, небольшой подъем.

Появление писателя, историка и драматурга Рока Бриннера не стало неожиданностью - сын знаменитого голливудского актера Юла Бриннера приезжает на кинофестиваль "Меридианы Тихого" в четвертый раз. Этот человек в широкополой шляпе давным-давно стал своего рода фестивальным то ли талисманом, то ли атрибутом. Кажется, не приедет мистер Рок Бриннер... и кончится Pacific Meridian. Не дай бог, конечно... Кстати, в воскресенье сын легендарного артиста прогуливался по парапету киноконцертного комплекса "Океан", а злые языки острили: "Поклонников ждет, наивный".

Маститый и, кажется, древний, как братья Люмьер, сценарист и писатель Тонино Гуэрра так и не смог ступить на приморскую землю. Зато к концу недели, вероятно, приедет в Приморье польский гений Кшиштоф Занусси. Режиссер собирается дать мастер-класс. И уже вчера, в понедельник, во Владивосток прибыла актриса и модель Кьера Чаплин, которая представит киноленты своего дедушки в их модернизированном варианте.

Как кино вы назовёте, такая погода и будет...

Фильмом-открытием кинофестиваля стал южнокорейский высокобюджетный блокбастер "Тайфун", частично снимавшийся в Приморье, созданный режиссером Квак Кен Тхэком (Кей Ти).

И говорят, что тайфун, который грянул в воскресенье и сорвавший к чертям собачьим грандиозно задумывавшийся "оупен-эйр" на площади с участниками фестиваля, неслучайно пришел. Потому что "Тайфуном" фестиваль открывался... Сорвалось не только ток-шоу, и не только концерт "Ногу свело" был перенесен с центральной площади в FESCO-Hall. Намеченные воздухоплавания на "мегафоновском" воздушном шаре также пришлось послать куда подальше. Хотя состоись событие - оно бы затмило, возможно, даже матч губернаторской сборной со сборной фестиваля. Кстати, футболисты из краевой администрации в пух и прах сделали оппонентов. И неудивительно: краевые уже пять лет в Приморье играют. И не только в футбол, а в вещи куда как посерьезнее.

Собственно, о "Тайфуне". Международный террорист, похожий на лермонтовского Мцыри, и офицер морской пехоты корейской армии сталкиваются лицом к лицу прямо на виадуке в центре Владивостока...

Публика просто визжала, когда показали железнодорожный вокзал, а вокруг сновали туристы и отъезжающие - узнавались лица журналистов и фотографов, принимавших участие в массовке. Вот идет скандально известный репортер Кожин, а вот молодой интеллектуал и сценарист Дмитрий Чубаев на короткий миг заслоняет собой главных героев в подземном переходе, что под центральной площадью.

Город проплывал размытыми и плохо узнаваемыми кадрами старых застроек. В грозную банду работорговцев, промышляющих продажей проституток на Уссурийском рынке, "невероятным образом" затесались художественный руководитель Театра молодежи Виктор Галкин и художник, а также японовед Андрей Потапов. Виктор Дукавович чертовски убедителен в камуфляже с "калашниковым" в руках - настолько, что Марселус Уоллес из "Криминального чтива" отдыхает.

Русских бандитов из Пусана с неотразимой убедительностью сыграли хореограф театра им. Горького Андрей Нартов и актер Михаил Марченко.

Но... Когда на экране появился Ефим Семенович Звеняцкий в небольшой роли милейшего еврейского доктора: "К сожалению, все это последствия тяжелой травмы, перенесенной в детстве"... Характерный театральный жест, поклон... Маэстро неотразим, маэстро, похоже, посмеивается, а зал заходится в восторге, хохочет и аплодирует, лишний раз доказывая - кто во Владивостоке является культурным символом.

"Тайфун" претендует на звание блокбастера. Пусть и по-корейски. А потому - сентиментальность, накал страстей. В центре сюжетного повествования стоит судьба двух униженных и оскорбленных детей, потеря веры, неизбежность возмездия, невозможность двух сильных и благородных мужчин быть по одну сторону баррикад... Если бы господин Кей Ти ставил только на эти составляющие фильма - успех был бы убедительнее. Но нельзя сказать, что 20 миллионов долларов США были выброшены на ветер. Кстати, Кей Ти признался, что скоро, очень скоро будет снимать во Владивостоке фильм о любви.

Надо отметить, Ефима Звеняцкого, так органично вписавшегося в образ фестиваля, не хватало на звездной дорожке. На сцене кинотеатра в качестве ведущей была приглашена Екатерина Мцитуридзе - доброжелательная и гламурная грузинка с Первого канала.

Манифест непрофессионалов

Интернациональная супербригада на фестивале прошлого года выдала на-гора не самую лучшую, но вполне себе достойную концепцию: каждый из 7 режиссеров снимает небольшой ручной камерой по одной небольшой главе, не зная и не ведая, что в это время делают остальные. Так родился короткометражный - 35 минут! - фильм "Отель "Владивосток", названный суперсобытием "Меридианов Тихого".

Итак, общее у киноновелл только тема - действие напрямую касается гостиницы "Владивосток". После все монтируется. Стоп, снято! Фильм готов. Да, вы правы, есть такая народная бумажная забава. Кино, однако, получилось вовсе не забавным.

Все истории - совершенно осмысленно трагичны и попадают в цель. "Мы притягиваем друг друга, мы и отталкиваем", - подобной кратко выраженной, вечнозеленой моралью заканчивается каждая притча.

Немолодой мужчина, которому изменяет жена, селится в соседнем номере, плачет, рычит, подслушивает ее постельные беседы, хочет стать суперменом - лысый, жалкий, в очках. И однажды он услышит, что нужен ей, просто так, без объяснений. Одним полетом из окна ставшего в авторской редакции совсем уж потусторонним отеля стало меньше.

Проститутка душит клиента нижним бельем - "все в мире случайно и предопределено".

Пьяная девушка обзванивает все номера отеля подряд - ей не с кем поговорить. В коридоре она встречает незнакомку, молча танцует с ней, молча расходятся в разные стороны. Все как в жизни. Только в жизни гораздо больше болтают, и никто не напишет тебе в конце сложного дня, какой урок ты из него вынес.

Так или иначе, фильм оставляет довольно тяжелое впечатление. Отвращение здесь легко рифмуется с восхищением, страх умножается на одиночество, а в результате почему-то все равно выходит любовь. Наверное, именно это и зовется умным словом "катарсис".

О том, каким должно быть кино, удалось-таки поговорить в режиме ток-шоу с участниками Pacific Meridian. Причем самое приятное, что активнейшее участие в обсуждении принимал председатель жюри Иван Дыховичный, ведущий киноавангардист России. Не потому что непонятно, а потому что в авангарде.

Спор шел о разделении кинематографа и кинематографистов на "ремесленников" (читай - профессионалов) и художников (читай - непрофессионалов). В этой связи было интересно понаблюдать за спором двух "монстров": известный киновед Андрей Шемякин, ведущий специальной программы на канале "Культура", попросил объяснений от режиссера Михаила Брашинского, почему тот, оставив ремесло кинокритика, подался в режиссеры? И нормально ли это? Подтекстом вопроса было: неужели каждая кухарка в состоянии снимать кино? И это так, как считает председатель жюри Иван Дыховичный: сегодня кино снимать может каждый - только дайте денег. Другое дело, что кино получается, мягко говоря, неоднозначным.

Один из примеров кинематографа неоднозначного являет собой лента молодого московского режиссера Николая Хомерики "977". Жанр его сложно определить (что не научная фантастика - это уж точно), да и не нужно. Странная картина, снятая не в фокусе, с не очень хорошей озвучкой, но порой с прямыми цитатами из Тарковского, Сокурова. Говорят, что фильм только чудом не попал в конкурсную программу - и то потому, что отборщики фестиваля настояли.

Хороший и скромный, мягко и охотно общающийся на фестивале с приморскими синефилами Николай Хомерики не то чтобы оказался беспомощен в своей картине, но так вышло, что он, будучи любимцем кинотусовки, задающей тон аж на Каннском фестивале, какого-то стержня в своем опусе не явил. К сожалению. Хотя и идея была у фильма даже: личностные переживания каждого человеческого индивидуума бесценны... Да знаем мы об этом, знаем. Вы докажите, Николай! Будьте убедительны.

Одна из фишек киноленты - участие в проекте "977" в эпизодической роли известного французского режиссера Лео Каракса. Ну что тут можно сказать? Каракса тоже считают расслабленным: вот он уже три года, рассказал Хомерики, как собирается снимать кино в России, да все никак не соберется.

Всего в 12 программах Pacific Meridian будет показано более 125 работ из 21 страны. В конкурсе примут участие 12 полнометражных и девять короткометражных фильмов режиссеров из 15 стран. Будут показаны две российские картины. Программа кинофестиваля включает в себя конкурс фильмов, а также несколько внеконкурсных программ - "Новое кино России", "Короче+", ретроспективы мастеров мирового кино, "Документальный кадр", "Наши мультфильмы".

Между тем все чаще каркают вороны, предрекающие скорую "финита ля комедия". Дескать, покровитель и отец родной "Меридианов Тихого" Сергей Михайлович Дарькин будет призван в Москву, ближе к оку государеву, а с ним и фестиваль свернется. Ох, не накликали бы горя злые языки. Хочется верить, что IV Международный кинофестиваль стран АТР "Меридианы Тихого", он же Pacific Meridian, еще будет. Хочется верить, что это еще не конец всему.

P.S. Интервью с Иваном Дыховичным читайте в ближайшем выпуске "Н".

С 7-го по 11 августа город Кемерово принимал единственный в России Международный кинофестиваль "Сталкер", затем 21-25 августа в Кировской области проходил кинофестиваль "Вятка" - и это одни из немногих киноторжеств, куда съезжались именитые российские и зарубежные гости. В середине сентября актеры и режиссеры соберутся на открытый кинофорум "Амурская осень" - ведь нынешний год объявлен Годом России в Китае, а Благовещенск готовится встретить свое 150-летие. До Тихого океана добрались немногие.
Поделиться:

Наверх