68,23 ↓ 100 JPY
11,52 ↓ 10 CNY
74,58 ↓ USD
66,31 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+7° ветер 2 м/c
07 мая
Пятница

Общество

Ненормативная альтернатива

Сборник альтернативной поэзии Владивостока "Рыбы и Птицы" увидел свет

Вопросы начинаются с обложки. Неужели так сильна и развита во Владивостоке поэзия "придворная", официальная, что появилась необходимость в издании сборника поэзии альтернативной? Кому и чему альтернативной, хотелось бы знать? Но ларчик открывается куда проще.

По мнению составителей сборника Татьяны Зимы и Елены Васильевой, 24 автора находятся в перманентном состоянии альтернативы самим себе в первую очередь. И после этого замечания многое становится понятным. Действительно, когда альтернатива и борьба с самим собой, помноженные на вечный творческий кризис, становятся рабочим инструментом, результаты и плоды завораживают, пугают и раздражают одновременно.

Брошенная на глубину взрослого города без спасательного круга молодость Линды Блиновой. Психоделические частушки Спартака Голикова, написанные на несуществующем в текущей Вселенной языке. Безысходная одинокая потерянность Ивана Кожина. Парадоксальное внепространственное сказочное повествование Марии Лошаковой. Синтез русских народных сказок и основных понятий киберэпохи глобальной сети от Юлии Шадриной. Искренняя удаль Ани Марининой. Восточная прозрачная, приправленная чуть ли не афористичностью, тонкость Екатерины Зизевской. Потрепанные жизнью, ветрами и разочарованиями слепки с бытия не по годам мудрой Киры Фрегер.

Все - разные. Все и каждый - альтернатива и самим себе, и друг другу. А в итоге в выигрыше, конечно, читатель: совершенно не похожие друг на друга авторы дают своими прицельными текстами немало шансов узнать больше как о пресловутом времени, так и о знакомом, казалось бы, себе.

Хватает и других альтернатив. Признанные уже не только в Приморье Александр Белых и Константин Дмитриенко, да и сами составители не обошли сборник стороной. И это - еще одна замечательная альтернатива: несколько поколений владивостокских литераторов под одной обложкой - событие, скажем прямо, нерегулярное.

Не обошлось и без интриги. Первоначально сборник планировался к выходу еще в марте - ко Дню поэзии. Не успели, бывает. Но внезапно перед самым выходом выпускающее издательство - издательство ДВГУ - решает убрать все свои копирайты и любое упоминание о себе в выходных данных. Что, впрочем, не мешает продавать книгу в "Университетской лавке". Причиной этому, по неофициальным данным, стали встречающаяся на страницах сборника инвективная лексика (если просто и по-нашему - русский народный мат) и встречающиеся местами упоминания о наркотиках. Тут снова не обойтись без вопросов. Почему подобная проблема возникла накануне подписания издания в печать? Собирали-то стихи чуть ли не с начала года. А пока на последней странице красуется стыдливое "издано в авторской редакции". Издатели, кажется, подстраховались как могли, со всех сторон. Впрочем, это и неплохо: минимум официальности альтернативщикам не помешает. Пока же, по информации автора, в тех редких книжных магазинах, где сборник все-таки можно найти, и без того не самая низкая официальная цена в 150 рублей завышается на 70-100%. Поговаривают и о том, что официальный мизерный тираж в 100 экземплярах на самом деле больше чуть ли не в несколько раз. Увы, проверить невозможно.

Сам же факт затронутых "запретных" тем оставляем на совести авторов. Хотя было бы, по меньшей мере, странным после появления и признания в мировой литературе Чарльза Буковски, Генри Миллера, Ирвина Уэлша, Уильяма Берроуза (да хотя бы того же русского Владимира Сорокина!) говорить о запрещенности и неуместности поднятия каких-либо тем. Но "новая искренность" заслуживает того, чтобы ей приносили жертвы.

Не будем же "растекаться мыслию по древу" о важности признания (в нашем случае - издания) для любого молодого начинающего автора. Сомневаться в этом могут разве что откровенно недалекие люди. Суть в другом. Несмотря на то что сборник может оскорбить (и непременно еще оскорбит, попомните наши слова) особо рьяных поборников "высочайшей нравственности", литературная ценность его несомненна. И дело даже не в том, что эта небольшая книжечка - по сути, трибуна, и не в том, что немногие смогут услышать стоящих на ней ораторов. Важно в первую очередь то, что авторский сборник с максимально вольным и свободным содержанием, с некоторыми даже, возможно, ограничениями по возрасту все-таки вышел. Вышел, не скатившись в Тартар, где ужас и мрак, пусть и со всей пресловутой инвективной лексикой и наркотической тематикой. Поверьте, честности и света здесь тоже хватает.

Анатолий Филатов

Поделиться:

Наверх