67,72 ↓ 100 JPY
11,50 ↓ 10 CNY
74,00 ↓ USD
65,60 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+20° ветер 3 м/c
16 мая
Воскресенье

Общество

Голубь по имени Дракула

Крупнейшие бельгийские художники привезли во Владивосток шокирующее искусство

Выставка "Крайности" (Extremities) начала работать с пятницы в музее современного искусства "Артэтаж" ДВГТУ, представив публике творчество пяти известных художников, живущих и работающих в Антверпене - одном из крупнейших культурных центров Европы. Это живописец Люк Тойманс, художница, работающая с новыми технологиями, Ан-Ми Ван Керкховен, фотограф Дирк Брaкман, мастер инсталляций Гийом Бейл и художник-конструктор Панамаренко. Все, кроме Панамаренко, приехали во Владивосток лично.

Каждый из авторов - звезда мирового масштаба, каждый участвовал в самых знаменитых мировых арт-фестивалях и выставлял свои работы в авторитетных галереях мира. Зная об этом, посетитель выставки может испытать культурный шок. Поскольку каждая работа, помимо своих эстетических достоинств, демонстрирует глубокую дистанцию между интеллектуальным уровнем своего содержания и уровнем подготовки и кругом интересов российского обывателя. Для Владивостока "Крайности" - это своеобразное испытание на невежество.

Кристина Стил, автор и организатор проекта "Крайности", и Елена Никитина, его приморский куратор, рассказали о гостях Владивостока удивительные вещи.

Женщина в мире технологий

Ан-Ми Ван Керкховен (1951 г.р.) окончила факультет графического дизайна Королевской академии изящных искусств. С 1976 года - одна из первых в мире! - Ван Керкховен начинает работать в области компьютерной графики. Самостоятельно изучив философию, логику, теорию эволюции, прониклась идеями Витгенштейна и Де Сада. Темы, к которым г-жа Керкховен обращается в своем творчестве, часто находятся на грани дозволенного и могут шокировать зрителя. С 1995 года она работает с образами, в которых ключевую роль играют женщины. Ее агрессивные картины стремятся к нигилизму. Тем не менее она отказывается занимать позицию моралиста. В своих работах художница активно использует цвет, звук, видео, компьютер и интернет. Она создает рисунки, живопись, инсталляции, фильмы, интерактивные компьютерные проекты.

Начиная с 1975 года г-жа Керкховен приняла участие в более чем 140 групповых выставках и осуществила 63 персональных проекта. Ее работа была включена в выставку "Последнее поколение", которая была представлена в Нью-Йорке в 2005-м и в Париже в 2006 году. Ан-Ми Ван Керкховен дает мастер-классы в Бельгии, Англии, Франции, Австралии, Гонконге, Таиланде, Индонезии, Аргентине, Китае. Начиная с 1990 года в течение 9 лет она работает консультантом сначала в Королевской академии изящных искусств Бельгии, затем в Государственной академии в Амстердаме (Голландия). В 2004 году Ан-Ми Ван Керкховен получила государственную премию Фландрии в области культуры.

Во Владивостоке Ан-Ми представляет три работы: фильм Deeper, серию компьютерных графических работ на шелке "Девятнадцать философских комнат" и интерактивный компьютерный проект.

Новая фламандская живопись

Автор картины "Голубь (по имени Дракула)", показанной во Владивостоке, Люк Тойманс (1958 г.р.) известен как один из самых оригинальных и влиятельных современных живописцев. У него сложная история. В 19 лет выиграл приз Бельгийской академии искусств. Стал успешным. Но в начале 1980-х пережил творческий кризис, раздал все свои работы и в течение двух лет занимался кинематографом. Это послужило отправной точкой для создания новой концепции живописи, которая выдвинула Тойманса в авангард современного искусства.

Его живопись становится очень простой, он убирает все ненужные детали. Содержание работ зачастую основано на ужасных фактах истории - таких, как Холокост. При этом идеи и события на его картинах выражены не конкретно, а через намеки и ссылки, создающие собрание, казалось бы, несовместимых вещей и деталей. Работы Люка Тойманса широко представлены в знаменитейших музеях мира - Музее современного искусства в Нью-Йорке и Национальном музее современного искусства Жоржа Помпиду в Париже. Он принимал участие в огромном количестве выставок, среди которых - такие известные, как Documenta-9.

Картина, представленная художником во Владивостоке, написана на месте - в зале музея "Артэтаж-ДВГТУ". Ее размеры ассоциируются с огромными дистанциями, разделяющими Бельгию и Приморье, и с большими различиями между двумя культурами.

Иконическая фотография

Фотограф Дирк Брaкман (1958 г.р.) живет и работает в Генте. Образование получил в Королевской академии изящных искусств. Все его работы выполнены в традиции реализма, которая имеет во Фландрии глубокие корни. В качестве сюжетов для своих черно-белых фотографий Бракман выбирает пустые пространства и пустые комнаты, коридоры, части тела, поверхности столов, стен, кровати и другие объекты. Иногда художник так кадрирует работу, что она вызывает у зрителя ощущение клаустрофобии. В его фотографиях нет ничего лишнего. Таким образом, он возносит, казалось бы, незначительные и несущественные объекты до уровня икон.

Дирк Брaкман участвовал в 1999 году в Венецианской Биеннале. В 2002 году королевская семья Бельгии поручила ему оформить своими работами Комнату Сфинкса во дворце в Брюсселе. Для этого заказа художник сделал фотографии короля и королевы в натуральную величину, которые входят теперь в постоянную экспозицию дворца. В 2005 году фотограф получил государственную премию Фландрии в области культуры. Работы художника хранятся во многих коллекциях, включая Музей фотографии города Антверпена, Музей современного искусства города Гента S.M.AK., Европейский дом фотографии, Национальный фонд современного искусства в Париже и Музей современного искусства в Сан-Франциско.

Сразу же по прибытии во Владивосток Дирк Бракман принялся за работу. Фотографии в "Артэтаже" показывают то, каким он увидел город, находящийся на другом краю света. Тираж был напечатан в лаборатории известного владивостокского фотохудожника Михаила Павина.

Сюрреалистический Юл Бриннер

Гийом Бейл (1946 г.р.) не получил специального образования и карьеру художника начал в театре. С 1969-го начинает создавать инсталляции из бумаги. Работы Бейла удивляют своей простотой и одновременно необычностью. Например, на арт-ярмарке в Базеле он создает инсталляцию, представляющую собой салон магазина по продаже светильников. В основе искусства Гийома Бейла лежит европейская традиция сюрреализма. Художник переносит обычные предметы в новое пространство, как это делал на своих полотнах Рене Магрит, использует предметы повседневной жизни, как Марсель Дюшан, исследует эстетические свойства объектов, как Марсель Бротарс. Трансформируя контекст, художник создает новую реальность. Гийом Бейл - участник многих известных выставок, в том числе знаменитой Documenta-9. Его работы хранятся в Музее современного искусства в Лионе, в Музее современного искусства S.M.A.K. в Генте и др.

Во Владивостоке Гийом Бейл представляет три работы. Одна посвящена знаменитому актеру Юлу Бриннеру, с именем которого в артистическом мире ассоциируется Владивосток. Вторая работа - это серия фотографий, посвященных прошлому столетию, под названием "65 фотографий XX века". И третья работа - это фильм о бельгийском художнике Джеймсе Энсоре.

Код Панамаренко

Панамаренко (1940 г.р.) - творческий псевдоним одного из самых знаменитых современных художников Бельгии Анри Ван Хервегена. Его псевдоним происходит от PANAMERICAN AIRLINES, а окончание "ко" является своего рода географической ссылкой на Россию, символом глобализации и связи между Востоком и Западом.

Панамаренко - неординарная личность, избегающая общепринятые нормы современного искусства. Часто его называют Леонардо Да Винчи нашего времени. Он является художником, инженером, физиком, изобретателем в одной ипостаси. Все работы Панамаренко впечатляют странной красотой и внушительными размерами. Это модели (как масштабные, так и в натуральную величину) различных фантастических летательных устройств (самолетов, дирижаблей, махолетов) и прочих механизмов.

Во Владивостоке показано два небольших макета работ мастера, а также серия литографий. Первая работа - это авторский макет очень изящного летательного аппарата под названием Skimitar, который приводится в действие с помощью простых педалей. Оригинальный Skimitar в настоящее время украшает аэропорт Брюсселя. Вторая работа - макет небольшой машины под названием K2, которая может летать с помощью воздушной подушки.

Бельгия далеко, Бельгия рядом

Как говорит Елена Никитина, приморский куратор проекта, в основе выставки лежит огромный интерес, проявленный со стороны всемирно известных бельгийских художников к новому музею современного искусства "Артэтаж-ДВГТУ", который открылся 21 января 2006 года. Своей выставкой фламандцы хотят привлечь внимание мировой общественности и художественной элиты к новому музею и помочь ему занять достойное место в мире искусства на европейском и мировом уровнях.

Культурный проект, который стал одним из самых значительных событий в истории города, осуществился при поддержке Министерства культуры Бельгии и ряда европейских и приморских спонсоров - ДВГТУ, "Дальполиметалла", ресторана "Ностальгия".

Евгений Панкратьев

Поделиться:

Наверх