68,23 ↓ 100 JPY
11,52 ↓ 10 CNY
74,58 ↓ USD
66,31 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+5° ветер 2 м/c
07 мая
Пятница

Общество

"Три сестры": любовь и боль

В театре им. М. Горького открыли "новую планету"

Обращаясь к русской театральной классике в лице Антона Павловича Чехова, театр им. М. Горького в лице Ефима Звеняцкого и его преданной сцене труппы пытается определить точку отсчета духовности в современном Владивостоке.

Премьера спектакля "Три сестры" состоится в Академическом театре имени М. Горького 29-го и 30 апреля. В постановке заняты лучшие силы театра: от народной артистки России Надежды Айзенберг и заслуженных Славского, Сергиякова, Тимошенко, Белобровой, до молодых и талантливых Кристины Каромушка, Евгении Богинской, Ксении Кравец...

Голоса из космоса

В этот раз Звеняцкий выбрал в напарники по постановке Александра Запорожца, одного из самых маститых актеров дальневосточной сцены, заслуженного артиста России, декана театрального факультета ДВГАИ. Тем самым сохраняется не так давно изобретенная традиция театра им. М. Горького: спектакль - творение коллективное. И новая постановка есть отражение не только труда и таланта режиссера, но и всей труппы.

Да и то сказать: по словам Звеняцкого, сама идея поставить "Трех сестер" принадлежала именно Александру Ивановичу. "Он давно меня уговаривал, а я все медлил, да и зря..." И Звеняцкий прав, утверждая, что никто, кроме заслуженного артиста России Александра Запорожца, так хорошо не знает пьесу "Три сестры". Хотя и склонен Ефим Семенович к гиперболе, что уж там, но он в своем праве.

Театральным критикам судить - хорошо это или скверно, но сегодня в театре им. М. Горького предпочитают не морочить голову себе и прежде всего зрителям экспериментами. Этой эстетической позиции уже около десятка лет: в театре успело вырасти новое поколение артистов, многие из которых активно заняты в грядущей премьере. Об этом и о другом рассказывает сам народный артист Звеняцкий.

Неюбилейное

- Ефим Семенович, складывается впечатление, что эта большая чеховская премьера приурочена то ли к юбилею, то ли...

- Ни к какому юбилею мы этот спектакль не прикрепляем! Для нас Чехов и есть юбилей. Ставить этого автора нормально. Без претензий на фурор. В театре есть актрисы, которым по силам сыграть три сложнейших образа. А "Иванов" был нашей чеховской прелюдией.

- Давняя прелюдия, надо заметить...

- Верно. Но замысел же нужно вынашивать, разве нет? К Чехову мы были обязаны вернуться. Когда-то его играли чуть ли не в обязаловку. Раньше подобная конъюнктура была и с Горьким. Мы как-то позволили себе зрителя и от этого автора отлучить. Ошибка, конечно. Но это понимаешь лишь по прошествии лет. Горький - величайший драматург. Его "Дачники", "Враги" - сокровища мировой драматургии. А Чехов к тому же еще и школа. Его пьесы считаются чрезвычайно трудными для постановки. Особенно для нового поколения артистов. Но мне кажется, что именно они по-своему осознают текст Чехова. И тогда пригляд прошлого и сегодняшнего дня - не надо проводить аналогий между ними, ладно? - создаст нечто новое.

- Осовременивать классика, выходит, не будете?

- Справедливый вопрос! Не буду. Потому что разговаривать с Чеховым надо с каким-то багажом, со своей нотой культуры, знаний, интеллекта. Не надо с ним запанибрата. Все, созданное Чеховым, - водевиль, комедия, драма - принадлежит ему. И я отношусь к этому с благоговением. И ставлю с тем же чувством. Заигрываний на обезьяньем языке я не понимаю. С любым автором, кстати.

Современный Чехов на сцене должен решаться классически, традиционно. Но, с другой стороны, да это и не секрет, Чехов не просто декорации, не костюмы... Это прежде всего люди, их души и мысли...

- И все в человеке, как говорил Антон Павлович, должно быть прекрасно...

- Совершенно верно! Я вообще не принимаю театр грязный, театр антагонистический... Но это моя старая песня и о ней в другой раз.

- Случайно ли премьера почти приурочена к...

- К Международному дню солидарности трудящихся?! (Смеется.)

- Нет-нет... Ведь спустя две недели после "Трех сестер" на сцене театра имени М. Горького будет давать гастрольные спектакли легендарный Московский художественный театр имени Чехова. Не продуманное ли это совпадение?

- Нет, случайное. И гастроли, и премьера...

- Будете ли своим коллегам из МХАТ показывать свои "Три сестры", ведь впервые эта пьеса была поставлена именно в этом театре?

- А зачем? Они живут в... другом государстве. Они живут в другом театре. Я говорю своим артистам: никогда и никого не удивляйте, но сохраните, пожалуйста, театр, в котором вы работаете. И тогда мы станем единственными в мире - Академическим театром имени Максима Горького.

- Помнится, вы как-то говорили, что собираетесь ставить "Трех сестер" ко Дню театра?

- Даже мне в театре сложно прогнозировать. Тем более с нашей безумной жизнью. Когда в дело вмешивается материальная сторона вопроса, приходится делать паузу. Но мы все равно ставим Чехова. Пусть и спустя десять лет. Важно, чтобы на сцене были три сестры, три лика, три... нематериализованных личности.

- Почему нематериализованных?

- Потому что они... нереальные. Но я не хотел бы, чтоб в настоящей жизни столько горя опрокинулось на женщин, как это произошло с чеховскими героинями.

- Это высокая трагедия в вашем прочтении?

- Несомненно, что высокий стиль, высокая культура. Я знаю, что это неизведанное, что это Космос, что там где-то есть планета, которая называется Три сестры.

Разговор за сценой

Лариса Белоброва, чье имя известно сегодня не только несомненными сценическими заслугами каждому жителю Приморья, занята в роли Маши, средней сестры. Первая леди Приморского края уделила немного времени корреспонденту "Н" и поделилась своими размышлениями по поводу грядущей премьеры.

- Лариса, ваша роль - Мария, самая изломанная и страдающая из сестер... Наверное, и играть ее особенно трудно?

- Нужно играть сильную женщину. Маша - самая сильная. Самая опытная в этой семье. Этот характер выписан и самим Чеховым довольно ярко.

- Как считаете, для театра им. М. Горького этот спектакль является определенной вехой?

- Да, "Иванова" у нас ставили десять лет назад... И думаю, что нынешний спектакль будет ступенью, ступенью вверх. Но все же опережать события не хочу.

- Последняя постановка "Трех сестер" во Владивостоке осуществлялась в 1998 году Леонидом Анисимовым в камерном театре драмы, нынешнем театре молодежи...

- Не видела. Верно подмечено, что наша профессия - в хорошем смысле слова, обезьянничать. Мы, актеры, что греха таить, всегда присматриваемся к работе своих коллег. И тогда, не дай бог, получается то, что называется грубым и тяжелым словом "плагиат". Поэтому я стараюсь не смотреть, как исполняют те роли, над которыми я работаю, мои коллеги. Но, с другой стороны, как можно было, играя в нашем спектакле "В джазе только девушки", не оглядываться на Мэрилин Монро, которая играла эту роль первой? Как затмить эту женщину? Нужно было только честно играть. И не пыжиться сверх меры.

Недавно на канале "Культура" шел спектакль Театра "Современник" "Три сестры". Там играла наша землячка и моя однокурсница Ольга Дроздова. В роли Марии. Я посмотрела чуть-чуть и... специально выключила. Чтобы не набраться лишнего.

То, что ставит Ефим Семенович, будет очень мобильным зрелищем, динамичным - в духе времени. Звеняцкий очень верно говорит: "Я не Чехов. Мы просто ставим то, что он написал". Уже наша органика будет звучать иначе, чем замыслил великий автор. И важно, чтобы спектакль был нескучным.

P.S. Остается только купить билеты на премьеру. Хотя едва ли они еще есть в продаже. Торопитесь...

Андрей Вороной

Поделиться:

Наверх