67,68 ↑ 100 JPY
11,47 ↑ 10 CNY
73,70 ↓ USD
65,30 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+11° ветер 3 м/c
19 мая
Среда

Общество

Косолапые фигуристы

"Медведи научились кататься на коньках быстрее, чем я", - уверяет дрессировщик Вадим Кузнецов из московского "Цирка на льду"

В магазин за коньками... для медведя

Номер Кузнецова "Дрессированные медведи на льду" можно увидеть в новой программе во Владивостокском цирке. Оказывается, бурые мишки катаются в обычных коньках, купленных в спортивном магазине. Правда, артисты стараются выбирать пластиковые ботинки, чтобы в них не гуляла нога животного. Дрессировщик лишь обрезает переднюю часть ботинок - медвежьим коготкам ничего не должно мешать. Получается вариант коньков волка из мультфильма "Ну, погоди!"

- От особенных конструкций коньков для медведей мы отказались, в этом нет смысла – животные очень уютно чувствуют себя и в человеческих ботинках, - рассказывает дрессировщик. - Строение лапы медведя похоже на человеческую ногу. Хотя некоторые мои коллеги продолжают заказывать в ортопедических мастерских ботинки по гипсовому слепку, сделанному с лапы животного. Я однажды сделал для своих мишек такие, так они просто отказались в них кататься, хотя обувь и пришлась впору.

Новые коньки медведям покупают по мере того, как они растут. Что-то переходит по наследству. Как в настоящей большой семье – от старшего к младшему. В прошлом составе у Вадима Кузнецова работал медведь, которому необходимы были коньки 49-го (!) размера. Такие нашлись только во Франции – их подарили дрессировщику во Дворце спорта. У бурых артистов, что работают в номере сегодня, "ножки" поскромнее – 46-го и 42-го размеров.

Воспитывать фигуристов надо с пелёнок

Цирковой артист в третьем поколении Вадим Кузнецов и его жена Елена работают с медведями на льду четыре года. Начинали с нуля. И всех своих мишек воспитывали в буквальном смысле с пеленок. Брали в зоопарке и месячных, и трехнедельных малышей, кормили из соски, не спали ночами. Те жили с ними в квартире или, если на гастролях, то в гостиничном номере. Артисты уверены: чем раньше берешь медвежонка, тем лучше. Он быстрее привыкает к дрессировщику, осваивается в не понятном ему мире.

Обучать медведей фигурному катанию (именно так говорят артисты) Кузнецовы начинают с детства. Сначала их учат элементарным вещам, например, хождению на задних лапах. Затем обувают в кроссовки. Надо, чтобы животное привыкло к тому, что на лапах у него что-то есть. Поначалу будущие артисты и кроссовки пытаются сбросить - они мешают им ходить. И только после того, как медведь привыкнет к этой лишней тяжести и перестанет обращать на нее внимание, ему надевают коньки и выводят потихоньку на лед. Медведи учатся, как люди: падают, встают, снова падают и опять встают.

- Для медведя упасть – не такая большая проблема, поскольку в природе они лазают по деревьям и падают постоянно. К тому же у них чрезвычайно развито чувство равновесия, это врожденное. Поэтому катание на коньках дается им проще, чем, скажем, мне. Мы и кататься учились вместе. Впервые на коньки с женой встали в цирке. Так вот: медведи освоились на льду быстрее. Они уже свободно катались, а мы еще бегали по льду в туфлях и сапожках, - смеется артист.

Животных принуждать нельзя!

У каждого медведя свои способности и таланты. Все как у людей – бывают и бездарности. Животных для своего номера Кузнецовы, конечно, тщательно отбирают, смотрят, кому лед дается легко. И если у кого-то что-то не получается, ни в коем случае не заставляют из-под палки - просто отдают обратно в зоопарк. Вадим и Елена принципиально против насилия и принуждения животных в цирке.

- Я стараюсь сделать жизнь своих четвероногих подопечных приятнее и лучше. Поэтому особенно их не насилую и просто не вижу смысла делать в номере что-то такое, что медведю будет очень сложно выполнять. Выступление должно приносить радость - и публике, и зверю. Это основное! Не так уж это естественно для медвежьей природы – кататься на коньках, хотя мои артисты делают это с удовольствием. Льда они не боятся. Разве что каких-то посторонних шумов, не понятных для них движений в зале. (Именно поэтому во время представления зрителей просят не покидать свои места.)

Российское ноу-хау

Кстати, по наблюдениям артистов, в Европе у зрителей сложные трюки не в почете. А вот когда мишка просто везет санки - это вызывает детский восторг. В Азии цирк воспринимают совершенно по-другому. В Японии, Китае в первую очередь очень ценят сам трюк, а декорации могут быть минимальными.

В советском цирке медведи начали кататься на коньках в начале 1960-х. В мире больше никто этого не делает. Так что медвежье ледовое шоу – ноу-хау отечественного цирка. До Кузнецовых подобные аттракционы делали и другие артисты. Но их номер отличается от остальных и постановкой, и некоторыми трюками, которые до них не делал никто. Например, медведь на коньках прыгает через барьер. Это очень сложно! Его учат по той же схеме: сначала – без коньков. Хотя трюки в процессе репетиций, по мнению дрессировщиков, не могут усложняться. Дело в том, что медвежонок, как правило, будет всю жизнь с усердием исполнять то, что в него заложили до 2-летнего возраста. Когда он вырастает, его очень тяжело научить чему-то другому. Для этого нужно брать нового медведя.

Медведь к человеку ближе, чем обезьяна

В других цирковых коллективах на коньках катаются белые медведи. Вадим Кузнецов работал и с гималайскими, но говорит, что тех обучить катанию на коньках гораздо сложнее: своеобразная, "балетная" походка не позволяет обрести легкость на льду.

- В работе с разными медведями свои нюансы. Наверное, бурые, если так можно выразиться, больше приспособлены к конькам. И я не перестаю удивляться тому, насколько они похожи на людей, близки к ним. Но их инстинкты и способности развиты значительно лучше, чем у нас. Для меня лично медведь ближе к человеку, чем обезьяна, - говорит Вадим Кузнецов. И ему, проводящему жизнь бок о бок с этими смышлеными животными, наверное, виднее.

Юлия Щетинюк

Поделиться:

Наверх