65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+23° ветер 4 м/c
19 июня
Суббота

Общество

Смирнов без подвоха

Народный артист России Юрий Смирнов впервые побывал во Владивостоке с антрепризным спектаклем "Подвох". Побывал не один, а в компании не менее легендарных Игоря Старыгина и Людмилы Нильской

Звезда фильмов, ставших классикой советского кино, сыгравший в "Бумбараше", "Вечном зове", "Легенде о доблестном рыцаре Айвенго"... Он до сих пор остается верен только одной сцене - сцене своего любимого Театра на Таганке, любимовского Театра на Таганке. Ведь на этой сцене Юрий Николаевич играл с Высоцким, Демидовой, Золотухиным.

Во Владивостоке впервые

- Юрий Николаевич, мы, жители "провинции у моря", имеем шанс встречаться с любимыми артистами разве что в антрепризах. Когда вы были во Владивостоке в последний раз?

- Я здесь впервые. Когда подвернулся шанс побывать наконец во Владивостоке, я очень обрадовался. Ведь годы уходят, а увидеть Приморье очень хотелось, потому что надо же знать, что там у нас, на самом краю востока.

- Ух ты! Это ж почти отдельное культурное событие для нашего города!

- Не стоит, не стоит по этому поводу знамена вывешивать...

- Путь не покажется этот вопрос банальным, но какая роль у вас самая любимая?

- Ну насмешили! Это все равно, что спрашивать, кто из детей самый любимый! Любима любая удавшаяся роль... Но ведь и у Пушкина не все гениально, хотя Александр Сергеевич - гениальный поэт. В нашем деле что-то больше удается, а что-то меньше...

Убедительный Поллипов

- Сегодня, как никогда, сериалы, несмотря на всю их домотканость и сомнительность, популяризируют русского актера. А говоря о сериалах, нельзя не вспомнить вашу работу в "Вечном зове" - партийный деятель и злодей Поллипов. Многие вас помнят по этой работе.

- Ясно представляю себе причины запоминаемости этого образа в народе... Дело не в моем таланте, а в том, что тут совпали, скажем так, многие линии. Когда в 1970-1980 годы в Советском Союзе люди тихо ненавидели партию и не верили ни единому слову престарелых вождей, когда проклинали существующий строй и власть, не дававшую жить и дышать, полагаю, многие, посмотрев телевизор, говорили себе: "Вот почему у нас ничего не получается! Потому что в партии такие, как Поллипов!" Но главного, возможно, не понимали. Ведь он был марионеткой, винтиком, исполнителем идей, идущих сверху. В силу своего характера этот человек не мог позволить себе личной инициативы. Я помню, как в правление Хрущева Россия осталась без хлеба, потому что стали бездумно сеять кукурузу, а на вашей, полагаю, памяти осталось истребление виноградников, так? Но за решениями этими стоял не Поллипов. Он и ему подобные только исполняли директивы и циркуляры ЦК. Словом, по-моему, Поллипова не за того принимали. Он голый функционер.

Хотя... Знаете, за Поллипова немного обидно. Я ведь играл и в "Айвенго" веселого монаха - брата Тука. Я играл в "Бумбараше", я играл в "Облаках". Да и много, где снимался... А вот Поллиповым, видать, попал в наболевшее. (Смеется.)

Что такое герой? Мечта о том, каким следует быть. Антигерой - совсем наоборот. Но и то и другое должно у актера - на сцене или на экране - получаться убедительно. Потому что отрицательный пример, как мне кажется, обладает такой же воспитательной функцией. Но только "как не надо". И он должен быть не менее внятным.

А вообще, труд актера порой не оставляет выбора. Ну как можно отказаться ехать на машине, потому что она другого цвета? Если роль проблемна, если роль решает серьезные вопросы человеческих взаимоотношений и человеческого бытия, она удается и запоминается. Взять того же Чапаева в исполнении великого артиста Бабочкина - вот пример попадания в чаяния народные... А вы говорите - Поллипов... (Улыбается.)

Таганка разделённая

- Какова судьба Таганки сегодня? Кстати, как поживает театр в связи с тем, что уже несколько лет стараниями бывшего министра культуры СССР Николая Губенко он был поделен на две части?

- Знаете, когда бок о бок проработал с талантливым, замечательным человеком более четверти века, как-то не приходит в голову его предавать, бросать, отрекаться...

- Вы о Юрии Петровиче Любимове?

- Именно о нем! Когда-то у театра было два помещения... И Губенко, который не поставил ни одного спектакля, почему-то получил в распоряжение 8000 квадратных метров - новое здание, которое строили под Любимова и под его талант. А нам досталось старое здание в 2000 квадратных метров - купеческий дом на Таганке, потом там был театр Корша. Ну мы в нем стекла поменяли... Зато там когда-то Ленин выступал! (Смеется.) Короче, досталось нам, как при разводе, - 25% от общей площади.

От Любимова можно уйти. Но предать его нельзя! В свое время талантливые Сергей Юрский и Татьяна Доронина ушли от гениального Товстоногова, но причина была творческая, а не постыдный раздел имущества. Не хочу выносить оценку действиям коллеге Губенко, но - увы. Смог он отнять у Любимова театр. Только кому от этого легче?

- Любимов все еще активно ставит?

- А как же! Свежей постановкой театра станет "Антигона" в его авторстве.

- Вы случаем не в роли злого царя Клеонта заняты?

- Ну нет, в этом спектакле я, к счастью, наверное, не занят. К счастью, потому что иначе не смог бы побывать у вас. "Антигоной" театр отметит свою очередную годовщину - 23 апреля у нас день рождения. Существует традиция: каждый год ко дню рождения театра делать премьеру. И так уже 43 года.

Актёра учит жизнь

- Возвращаясь к теме гастролей... Вам хоть Владивосток удалось посмотреть?

- Да какое там! Сегодня только с вокзала - шею помыли и на сцену. (Смеется.) Завтра выступать будем в Большом Камне и завтра же уезжаем. А что делать? Это наша работа. И при этом нужно спектакль сделать, чтобы халтуры не было, чтобы зритель остался доволен, чтобы на любой площадке можно было сыграть.

Как говорится, "не корысти ради", но... А с другой стороны, что я могу сделать, если, скажем, лишь четыре фонаря освещают сцену? Засиять сам?

- Снимаетесь сегодня?

- Да, немного. В сериале "Тюрьма особого назначения" играю полковника милиции. Не бойтесь, не бойтесь, я играю хорошего милиционера, не взяточника. Потом будет сериал "Персона нон грата", где я играю генерального директора какой-то "росгосгазнефти"... Но только в театре мое утешение.

Время нас, артистов, учит выживать. Если не хватает на жизнь в театре, учишься зарабатывать сам. Вот и все. На то нам и дана антреприза. И она во благо. Вот взять молодых актеров, которые приехали с нами: кто бы им дал крупные роли в тех театрах, где они прописаны? Да там за ролями в очереди стоят! А антреприза, кроме того, что дает им возможность подзаработать, помогает лишний раз творчески реализоваться.

Это только кажется, что у артистов в антрепризе карманы рвутся от денег. Вовсе нет! Иной раз репетируешь по три-четыре месяца бесплатно и потому плохо сыграть на гастролях не имеешь права. Потому что горек хлеб актера, хотя и украшен этот каравай на манер именинного пирога.

Нам, разумеется, помогают... И даже скромные декорации мы соорудили благодаря помощи одного замечательного предпринимателя, руководителя компании "Неон" Виктора Федоровича Остапенко. В благодарность мы пошалили - увековечили в нашем спектакле название его компании, назвав радар, изобретенный одним из героев, "неон-радаром"... (Смеется.)

По-моему, эту не самую блестящую пьесу - "Подвох" - нам удалось сыграть более-менее прилично. По крайней мере, удается и рассмешить зрителя, и даже в напряжении его какое-то время подержать.

- Да уж, мошенники у вас и ваших коллег знатные получились...

- Верно-верно... Столь популярный сегодня жанр как иронический детектив с его пародийными ходами, постоянными цитатами, двойными сюжетами - признак современного общедоступного театра.

- Разве театр должен быть общедоступен? А как же элитарность?

- Смотря что подразумевать под ней... Иной раз за этим понятием скрывают неумение, непрофессионализм. А намеки на содержимое выеденного яйца, простите, раздражают.

- Другими словами, экспериментальный театр в духе польского авангардиста Ежи Гротовского вам не по нраву?

- Отнюдь! У Гротовского была своя идеология, своя система и своя вера. Он и его соратники сгорали на сцене, мучались, но не обманывали. Да и нам врать нельзя - таков закон моего театра, Театра на Таганке.

Андрей Вороной

Поделиться:

Наверх