65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 1 м/c
21 июня
Понедельник

Общество

Охотник за шумом

Кажется, что композиции Евгения Береснева - создателя музыкального проекта "Парк Модерн" - пишутся самим мегаполисом. В безумных слияниях движутся колеса и шестерёнки, в музыку вливается звон будильника, поёт дверь, свистит чайник. В общем, по улицам-венам циркулирует жизнь

В последние годы все ярче видно: принципиально новым музыкальным направлениям родиться сложно. Вроде как уже все придумано. Не потому ли постоянно появляются разнообразные смешения таковых?

Экспериментальная музыка стала неким апофеозом подобных смешений. В ней можно услышать все что угодно. Здесь действует принцип: отсутствие принципов. И границ этому не видно.

Там, где живёт "Механизмоед" и "Злобный перемотай"

Один из постулатов нового направления: любые звуки могут стать музыкой. Если ввести шумы улицы, ритмы трассы, скрежет заводских механизмов или обычный разговор в определенный контекст, получится симфония. Симфония большого города.

В мире "Электробытовых джунглей" Береснева живут "Механизмоед", "Злобный перемотай" и "Марсианские желтые кролики" - впрочем, все это названия композиций Жени.

Евгений называет себя Небритым Фра (сказывается полное отвращение к процедуре бритья и интерес к ФРАнцузской культуре и особенно ФРАнцузской кухне), но вот музыку свою давно отказался подводить под какие-то определения: что получится, то и получится. А что, собственно, получается?

Гремите, бренчите, тарелки бейте!

Да, да. Небритый Фра наверняка будет в восторге. Много лет прошло с тех пор, как он ставил свои первые эксперименты на кастрюлях, поварешках и стареньком синтезаторе, сейчас вооружился компьютерными программами-примочками. Но и это не главное! Все мыслимые музыкальные инструменты Фра заменил на грохот, тарахтенья и треск, которые он накладывает на ритм с помощью синтезатора. Охотник за городскими шумами, он, бывает, несколько лет ищет нужный шелест, шорох или скрип для нового трека.

Как-то Фра не удержался и записал мяуканье своего кота - в результате родился трек "Котенок": что-то сложное про усы, лапы и хвост. В шумовой лаборатории Евгения уже насчитывается несколько тысяч разных звуков.

В результате Евгений участвовал в фестивалях экспериментальной музыки в Вене (RADIUS, RADIUS II) и в Штральзунде (GARAGE 9). В декабре 2005 года "Парк Модерн" с композицией Song of Train Nr.251 вошел в юбилейный сборник по случаю 15-летия лейбла. А в январе 2006-го Laton выпустили двойной CD-альбом Park Modern Mechanical Bowels, под завязку забитый музыкой (45 треков с общим временем звучания 157 минут!). Его шумовые композиции лишены всех особенностей электронной музыки - мелодий в привычном смысле и аранжировок, а серьезностью и аскетизмом не похожи на гибриды клубной и индустриально-шумовой музыки.

Всё чудесатей и чудесатей...

О проекте "Парк Модерн" и его создателе, Евгении Бересневе, "Н" писали еще в 1998 году, кстати. Да только много воды утекло, много нашумел Фра с тех пор.

Настоящая история Небритого Фра началась пару лет назад. Тогда Женя разослал свои диски, записанные на обычном домашнем компьютере (без чудо-аппаратуры) по разным лейблам. Отправив более 20 штук, Фра успокоился и благополучно забыл об этом.

Удачу Жени определил случай. В гости к Алексею Борисову (бывшему гитаристу рок-группы "Центр", участнику "Ночного проспекта", "Волги" и F.R.U.I.T.S.), руководителю одного из московских экспериментальных лейблов, приехал Франц Помассл - колоритный представитель австрийской электроники, один из организаторов лейбла Laton. Франц просматривал кипу дисков типа: "У тебя есть послушать чего-нибудь?" "Куча! Вот из Владивостока даже есть",- ответил Борисов без всякой левой мысли...

Об этой нехитрой истории Евгений узнал, когда попал в Вену, где в мае 2005-го выступал на фестивале RADIUS. Там Фра и познакомился с Борисовым.

Прошло полтора года, про диски Береснев и не вспоминал, тем более неожиданным стал телефонный звонок в четыре часа утра: женщина на другом конце провода на хорошем русском представилась коллегой Франца Помассла - Анной Сих...

Когда возникают разговоры о перспективах приморских музыкантов и развитии шоу-бизнеса, всегда поднимается вопрос о сложности создания качественной записи: необходима хорошая аппаратура, звукорежиссер, а работа со студией не бесплатна даже для безумно талантливых музыкантов. Эти факторы убивают хорошие отечественные электронные проекты. У Фра со временем сложилось несколько иное мнение: важно, чтобы сам материал был стоящим. По его убеждению, большинство музыкантов, предоставляющих для участия в фестивалях вполне грамотно сведенные CD, ежегодно делает однообразные треки.

И стуки, и глюки

Небритый Фра разъезжал по Европе без всякого знания языков. Оказалось, что даже покупки можно делать молча и, надо сказать, вполне успешно. Он покупал билеты, написав пункт назначения на бумаге. А его русские коллеги, щеголявшие знанием немецкого и английского, неизменно запутывались и вечно уезжали куда-то не туда, переплачивая потом за транспортные услуги.

Да и плутал Небритый Фра гораздо меньше. В Берлине его на сутки вписали к одному художнику - понимать друг друга они научились довольно быстро. С помощью рисунков. Когда настала пора прощаться, Фра нарисовал улетающий вдаль самолет.

Фестиваль RADIUS в Вене, ориентированный на страны бывшего Варшавского договора, проходил на восьмом этаже бывшего же надземного бункера времен Второй мировой, в одном из зданий Австрийского музея прикладного искусства. На публику обрушилась алхимия, не поддающаяся никакой классификации, лилась рекой русская водка, особым успехом пользовались сигареты "Прима" (потому что экзотика). Экспериментальная музыка, конечно, не всегда танцевальная, но в этот раз публика всех возрастов готова была оторваться по полной.

И тебя вылечат!

То, что происходило в Штральзунде на фестивале GARAGE 9, невозможно описать словами: здесь не было музыкальных инструментов в прямом смысле этого слова. Лишь раз за все дни фестиваля Фра встретил паренька с обычной акустической гитарой. Запомнился мужчина, появившийся на сцене с огромным металлическим офисным шкафом-тумбочкой, затем он начал выдвигать ящики и в ритм хлопать дверцей...

Такие "симфонии" порой можно услышать на немецких радиостанциях - формат определенных музыкальных передач это позволяет. Под покровом нестройных электромеханических звуков кругом творились арт-безумства. Небритый Фра поучаствовал практически во всех инсталляциях и перфомансах.

Вообразите... Из 20 СD-проигрывателей доносится треск 20 испорченных дисков, светящиеся медузы медленно движутся в воздушных аквариумах. Рядом - больничная палата, в которой после заполнения анкеты любому поставят диагноз и сразу... вылечат. Небритый Фра после анкеты попал на одну из первых кроватей, к рукам и ногам прикрепили датчики, надели наушники, опустили веки.

- Ощущение, как в космосе: ты лежишь в невесомом пространстве, перед глазами что-то искрится и мелькает, в ушах шумят странные пассажи, - вспоминает Евгений.

Побывав на множестве фестивалей, поездив по городам и разным концертным точкам, волей-неволей начинаешь делить поклонников электро- и экспериментальной музыки на типы. "Музыканты бывают разные, - рассказывает о своих впечатлениях Женя, - не каждый полезет на сцену с тумбочкой, иные вообще не заморачиваются тем, что происходит у сцены".

Очень много баек ходит про laptop-музыкантов: такие сидят за своим ноутбуком, и все - никаких движений-шевелений. Вот, к примеру, приехали на петербургский фестиваль два финна, сели на сцене лицом друг к другу, что-то колдуют над ноутбуками, льется музыка, а на остальных они ноль внимания. Один из наших русских музыкантов, заинтригованный, решил посмотреть: что там происходит у ребят? Из-за сцены заглянул одному финну через плечо... Они в это время играли в морской бой.

Охота за шумами только началась

"Парк Модерн" всегда развивался как вполне самодостаточный проект. Сам Фра никогда не рвался продвигать свою музыку. Его позиция - оппозиция моде, массовости, мэйнстриму. Он создавал и создает свое - не похожее ни на один музыкальный проект на Дальнем Востоке.

Его сотрудничество с австрийским лейблом Laton напоминает хорошую дружбу: организаторы регулярно приглашают музыканта для участия в фестивалях (за такой концерт каждый интернациональный участник в среднем получает 200 евро), ждут новых безумств и не ставят в этом плане никаких ограничений. В этом году Фра вновь отправится в путешествие в Зальцбург - дарить музыку, пополнять арсенал шумов... А еще отведать любимых немецких сосисок с пивом.

"Парк Модерн" появился во Владивостоке в 1999 году. Светанувшись в дальневосточных музыкальных фестивалях и записав четыре альбома, Евгений попал в поле зрения австрийского лейбла Laton - это старейшая площадка для экспериментальной и электронной музыки, на которой сегодня выпущено более 30 дисков музыкантов со всего мира.

Татьяна Шугайло

Поделиться:

Наверх