65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+27° ветер 1 м/c
13 июня
Воскресенье

Общество

"Урфин Джюс" и его деревянные капы

В мастерской ИМАПТ ДВГТУ можно стать настоящим дизайнером интерьера - именно здесь работают мастера профессионального образования и обучения

Отличник БП и ФП

Как назвать профессию Александра Борисенко - дизайнер, скульптор, художник, фотограф, порой не знает даже он сам. В его мастерской тесно от скульптур и картин на стенах, где рядом с ними уживаются еще и десятки замечательных фотографий - тоже работа Александра.

Начиналась же его жизнь в искусстве с детства золотого в семье военного - в 40-й школе возле телецентра да в художественной на Хабаровской. Собственно, они и стали его основным и даже базовым образованием.

- Послушался отца и после выпускного вечера поступил в ТОВВМУ на командный минно-торпедный факультет. Однако отчисляться из училища начал уже с первого курса, когда понял, что я художник, а не военный. Ушел на флот - из курсантов в матросы - с третьего курса, так что общеобразовательный курс вуза вместе с диаматом я в ТОВВМУ усвоить успел...

Цеховой художник

- Поступать во ВГИК на аниматора я после службы расхотел. Отец сказал сурово - как отрезал: "Не хочешь учиться - пойдешь работать!" - и отправил к фронтовому однополчанину, в бригаду знаменитого холодильщика дальзаводчанина дяди Яши Кривоноса. Техника была аховая, морозилки (а как без них в море рыбакам и морякам!) часто ломались и постоянно требовали ремонта и наладки, поэтому дядя Яша считался в 1970-1980-е популярнее коктейля "ерш". Он, его знания, опыт и золотые руки его рефмехаников были востребованы, бригада зарабатывала очень приличные "гроши" и отоваривалась на них в холодильниках и морозильниках самым блистательным проддефицитом. Я проработал у дядя Яши три месяца, а потом комсорг 15-го цеха увел меня из бригады в цехком - писать плакаты и лозунги. Надолго.

Жизнь вроде наладилась: в те годы цеховой художник, кроме штатного оклада (80 "рэ" в месяц), в бюро эстетики Дальзавода проходил в цеху по разряду "подснежников": числился маляром, которым наряды закрывали не по-детски, а как надо. К тому же летом молодой Саша работал руководителем кружка "Умелые руки" в пионерлагере "Космос": солнце, море, ровесницы-вожатые, костер, любовь... И, конечно, было наставничество опытнейшего приморского художника "гуашиста" Геннадия Пронского, первым увидевшего в работах Борисенко любовь к декоративно-прикладному искусству.

Именно под влиянием Пронского, его рассказов о русском искусстве Борисенко не только сам стал "прикладным" художником - прогремели на выставках в Приморье, Сибири и на Дальнем Востоке работы его учеников-школьников. Кстати, сегодня многие из тех детей, кто встретился с педагогом Александром Борисенко в пионерлагере "Космос", сами стали неплохими художниками.

Трудовой нал прииска

Художник-оформитель нужен всегда! Однажды осенью в 1980-х Борисенко за две недели заработал семь тыщ пятьсот рублей - "Жигуль" с новья и переплатой можно было купить! Так было. Поехал Сашка с другом Серегой Устининым к родным в отпуск - аккурат на амурскую икряную путину. День, второй, третий: водку пьют, икру ложками кушают, кету ломтями жарят - лепота, короче. Тут один из местных подваливает с предложением: художники же, чего время зря теряете да от спирта слепнете? Распишите ОРСу нашего золотого прииска магазинчики по деревням под хохлому...

- Тратили мы на раскрас торговой точки в среднем два-три дня. Потом получали по договору полторы-две тысячи и срочно вылетали в "закрытый порт Владивосток" - гудеть! Два-три дня гулянок: нас встречали, как космонавтов, увешанных сумками с икрой, дефицитным спиртным, копченой, сушеной, вяленой и соленой рыбой. И мы возвращались на амурский прииск расписывать очередную лавку.

На кровавом животе в перестройку

А еще Борисенко в те же годы стал самым популярным ведущим самой известной дискотеки города, конечно, дальзаводской - "Звуки времени" - вместе с Александром Ивашкиным, Игорем Симоновым и Александром Ускаревым. Они работали на лучших площадках города и ездили по подшефному Приханковью "делиться опытом". Талант и знания художника пригодились Борисенко не только для оформления танцзала и танцпола. Идеологически выдержанную дискотеку сопровождал показ слайд-шоу - фирменная фишка Борисенко, лично снимавшего виды и пейзажи Владивостока, Приморья, России.

- А потом бац-бац - 1990-е, и с новой эрой вас, господа. Дальзавод пал, на улице оказались не только художники, но и спецы-судоремонтники высочайшей квалификации. Я еще поработал (до закрытия) художником в музее флота (тогда в здании кирхи), потом оказался в центре творчества "21 век" при тогдашнем ТЮЗе, куда меня затащил сосед и музыкант гремевшей по городу группы "Время" Александр Артамонов. Готовился японский фестиваль, работы было много: оформлять афиши, билеты, трибуны, потом на меня навесили видео, потом дали пост замдира по общим вопросам: встречи и проводы делегаций, связь с прессой... Работал в связке с Мишей Шинковским, теперь популярным политологом, потом ушел замом к Сергею Блюмину, первым открывшему в городе зарубежную точку общепита - "Мэджик бургер" в бывшей военторговской столовой. Кстати, охранял нас нынешний депутат Законодательного собрания Александр Мамошин: ребят из его охранного агентства мы даже переодевали в американскую форму для западного колорита.

О творчестве и искусстве Сашка практически забыл (да и не он один в те годы): ради денег крутился как белка в колесе по снабжению, переходя из "бургера" в "Капитан Кук", из "Кука" - в Дальверфь, занимавшуюся строительством яхт и судов.

Копы и капы

- Все чаще тянуло не рисовать, а что-то делать своими руками. Я же с детства то лепил, то вырезал, то выжигал. На Дальзаводе резал пенопласт: ордена, буквы... Потом Пронский предложил заняться деревом: так стали появляться мои вазы, бокалы. В деревянном цеху с теплой фактурой липы и дуба столкнулся более конкретно и однажды сказал себе: не мечись больше, не разбрасывайся, это твое.

Год назад Александр Борисенко пришел в ДВГТУ, в Институт механики, автоматики и передовых технологий, на должность художника-лаборанта, а если точнее - ВКР (высококвалифицированного рабочего художественной лаборатории). Лаборатория - в ней обучаются искусству дизайна около 30 студентов курса - уже выпустила первых дипломников, а ее "девочки" (так Борисенко зовет своих студенток) съездили со своими работами на выставку в Златоуст и привезли премии и дипломы.

- Я, конечно, не педагог, скорее мастер производственного образования. И это очень хорошо - мы учим своих студентов основам ремесла, настоящей работе. Чаще же всего дизайнерами становятся люди, владеющие лишь двумя-тремя приемами работы на компьютере: умеют поменять цвет, развернуть мебель. А малому предпринимателю нужен специалист, нужны знания, которых сегодня дизайнерам вузы почти не дают! Студентов знакомят с технологиями, и по логике вещей они сами должны выбрать специализацию: камни, дерево, стекло или металл. Фактически же серьезно въезжают в производственный цикл немногие, а значит, настоящими художниками-оформителями станут тоже не все.

А профессия "инженер-технолог по художественной обработке материалов" - это по сути старая добрая специальность художника-оформителя. Который должен многое уметь сделать сам, а не только выбирать мебель и камины из каталогов!

Поучиться у Борисенко есть чему: его резьба по дальнегорским капам - наростам-наплывам на стволах деревьев - давний атрибут всех более-менее значимых дальневосточных выставок современного искусства. Причем Саша чаще всего загоняет образ в природный материал, а не лепит из материала образ: он бережно сохраняет удивительные чудеса природы, наполняя их новым содержанием с помощью резьбы и окраса.

Его фотоработы тоже более чем востребованы, хотя, в общем-то, снимает Александр чаще всего своих знакомых. Только так получилось, что сегодня большинство из его друзей детства и юности стало лицом края, его искусства, науки, бизнеса. Поэтому, например, снимки Борисенко стали украшением одной из новых городских кофеен.

А сейчас друзья Борисенко, годами собиравшие и хранившие его работы, готовят к выпуску их каталог. Потому что его исконно русские деревянные работы-картины все чаще уплывают на запад.

Василий Буслаев

Поделиться:

Наверх