65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 2 м/c
20 июня
Воскресенье

Общество

Пригородная электричка вместо Пегаса

Редкая история. Экономист-бухгалтер в зрелом возрасте вдруг ни с того ни с сего начинает писать стихи, издаёт книгу, выступает на радио и публикует рассказы в газетах

О том, как жизнь может неожиданно наполниться новым смыслом и о том, как сложно его сохранить, рассказывает собеседник "Н" Елена Супранова.

Днем эта удивительная женщина - экономист в комитете социальной защиты администрации Приморского края, а в свободное время - писательница, чьи рассказы месяц назад были опубликованы в литературном альманахе "Дальний Восток".

- Обычно сочинять начинают с детства. А вы?

- Это случилось лет семь назад. Я, как и сейчас, работала экономистом. Ехала однажды с дня рождения в электричке домой (живу в Садгороде с самого рождения). И такое настроение было хорошее, что вдруг меня буквально понесло. Достала карандаш из косметички и стала записывать переполнявшие меня стихи. Вспоминалось лето в бухте Табунная, что-то еще - очень живописное. Я была так счастлива, что, когда пришла домой, прямо с порога объявила: "Ура! Я написала стихотворение!"

Мне так долго хотелось выговориться, найти себя, выяснить, в чем же я талантлива. И вот оно случилось! С детства мне говорили, что я буду директором, но каким бы хорошим экономистом я ни стала, такого удовольствия, какое я почувствовала от творчества, еще не испытывала.

- Как в семье отнеслись к вашим восторгам?

- Удивились, конечно. И были рады за меня. У нас принято радоваться друг за друга. Мой муж очень интеллигентный человек: играет на музыкальных инструментах, увлекается живописью. Сын окончил факультет философии, учился в аспирантуре, младшая дочь - студентка. Семья не только поддерживала меня, когда я начала писать. До сих пор они - мои первые читатели, критики, чьим мнением я дорожу.

- Для многих авторов главная проблема - публикации.

- Я почти сразу начала бурную деятельность. Издала за свой счет книгу стихов в Дальневосточном издательстве. Года два выступала на радио в программе "Тихий океан". Мои стихи печатали в местных газетах. Сегодня я смотрю на это более трезво. А тогда мною двигало дремавшее до поры и вдруг проснувшееся желание самореализоваться. Думаю, воплотить все это мне помог уже богатый жизненный опыт.

- Как вас приняли профессиональные литераторы?

- Реакция признанных поэтов - один из самых неприятных эпизодов истории. Один известный в городе писатель принял меня так надменно и холодно, что я обиделась. Мою книжку он высмеял и посоветовал не марать бумагу. Звучало это очень некрасиво. Я считаю, что у талантливого и известного человека есть созидательная миссия по отношению к обществу. Если кто-то пытается заниматься творчеством, зачем губить эти попытки, какими бы слабыми они ни были? Хотя я не считаю, что мои стихи были так уж плохи. Правда, после того случая стихи писать я перестала и начала сочинять рассказы. Первое впечатление поразительное: проза - это так просто! И зачем я столько мучилась над рифмами!

- Наверное, все не так уж просто...

- Сейчас я это хорошо понимаю. И вообще, какой я писатель? Все, что у меня есть, - три рассказа, которые опубликовал солидный литературный журнал. Пришла я к пониманию этого, конечно, не сразу. Мне посоветовали поработать с редактором. Познакомилась с замечательным человеком Владимиром Николаевичем Вещуновым, членом Союза писателей России. Он так выправил мой первый рассказ, что мне понадобился год, чтобы победить свое самолюбие. Как же! Кто-то будет исправлять меня! Автора! Сейчас - уже в течение нескольких лет - мы плодотворно работаем вместе.

- Три ваших рассказа в альманахе "Дальний Восток" - о стариках и исчезающей деревне. Почему городскому бухгалтеру близка эта тема?

- Я пишу разные рассказы, но именно в этих попыталась выразить свои впечатления от происходящего в крае, в стране. Деревня, как мне кажется, это в нашем мире - единственное место, где сохранилась возможность побыть наедине с самим собой. Вы никогда не замечали, что сегодня в городе люди - и молодежь, и старики - разговаривают сами с собой на улице? Лет 20-30 назад такого не было. В современном городе людям просто нет места, чтобы услышать свой голос, побыть самим собой. Слишком много суеты.

К сожалению, деревня, о которой я вспоминаю в своих рассказах (Кремово в Михайловском районе, куда мы ездили к родственникам на протяжении 17 лет) вымирает. В Кремово сегодня остались одни старики и алкоголики. Клуб давно сгорел, больница закрыта... И вот мои персонажи живут в этой атмосфере воспоминаний и одиночества.

- В публицистику не тянет?

- У каждого своя задача в этом мире. Я еще не настолько осознала себя гражданином, чтобы выступать с социальной критикой. Мне просто страшно, что человеческие ценности вместе с деревней уходят безвозвратно. Но что я могу с этим сделать? Ехать туда и мыть полы соседу алкоголику? Решение таких проблем - дело правительства. Хотя касаются они половины россиян, у которой пожилые родственники живут в таких вот деревнях и поселках. Я пишу для того, чтобы читатель вспомнил, что он оставил в своей деревне, на своей маленькой родине. И написал бы письмо родителям.

- Вы намеренно наделяете своих деревенских персонажей идеальными чертами?

- Да. Я сама осталась в том прошлом, где обо мне заботились, где я выросла и воспитала в заботе своих детей. Поэтому наделила этих старичков и старух необъятной добротой. Конечно, я вижу недостатки людей и у меня самой их хватает. Но, с другой стороны, я уже настолько к себе привыкла, что мне все в себе нравится.

- Кто для вас авторитет в литературе?

- Я выросла на классике - как отечественной, так и зарубежной. Люблю Алексея Толстого за легкость повествования. А Льва - за искусство скрупулезно описывать события. Что до иностранцев, то раньше я бы назвала Шекспира, Флобера, Голсуорси. Сегодня зарубежную литературу читаю с большой натяжкой, потому что понимаю: все это лишь переводы. Из современных писателей очень нравится Улицкая. Читаю ее в интернете. Так увлекательно я могла бы описывать только свой родной Садгород. А вообще моя самая любимая книга - это словарь. В нем я нахожу столько точных и красивых русских слов! Мне искренне жаль, что сегодня они вышли из обихода. Например, "кураклик" - это когда петух скликает кур.

- Вам не обидно, что власти сегодня нападают на писателя Сорокина?

- Мне кажется, что это искусственно разрекламированная персона. И мне жаль, что при всем своем таланте, умении заинтриговать читателя с первого же абзаца, он скатывается до грязи. Это голый король. И мне он не интересен.

- Как вам удается выкраивать время для писательской работы?

- Время - самая большая проблема. Оставить работу я не могу, потому что тогда мы умрем с голоду. А писать по ночам очень тяжело. Получается заколдованный круг. Хочется многое сделать. Но для того, чтобы, к примеру, воплотить один мой замысел, нужно недели две просидеть в архивах. Этого я себе позволить не могу. Писатель может домыслить какую-нибудь черту характера своего героя, но придумывать факты он не имеет права.

- Над чем трудитесь сейчас?

- Идей много. Одна из них - тема приватизации во Владивостоке. В свое время я работала бухгалтером в одном очень крупном управлении, охватывавшем производства по всему Дальнему Востоку. Я знаю, как проходила приватизация этого предприятия, а написать хочу о развале крупного санатория на Садгороде, в котором проработала много лет.

- В чем пафос истории?

- Никогда не играйте в игры государства! Любая его акция - это часть политики, продуманной на десять лет вперед, и простой человек в ней не имеет никакого значения. Это я говорю не как писатель, а как экономист с большим стажем.

- Как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать успешным писателем?

- Нужно чувствовать конъюнктуру. Я хотела бы писать детективы, как Устинова. Но в этом случае нужно много свободного времени для работы с архивами, потому что конъюнктура сегодня требует прозы, приближенной к реальности. К сожалению, временем я не располагаю. И чем дальше, тем больше я уверена, что мой стиль писания - урывками, после работы - ни к чему, кроме язвы желудка, не приведет...

Евгений Панкратьев

Поделиться:

Наверх