65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 7 м/c
15 июня
Вторник

Общество

PR-стическая комедия

Как известно, на днях Приморская епархия решила отменить концерты Бориса Моисеева во Владивостоке

Организаторы концерта - агентство "Владивосток" - резонно спрашивают: "Если бы это случилось, кто бы тогда вернул двум тысячам горожан деньги за купленные билеты на шоу любимого артиста, чьи концерты с аншлагом проходят в лучших залах мира, в том числе в Кремле, и отнюдь не нарушают Конституцию страны?" Священники на этот вопрос раздраженно пожимают плечами. Намекают на библейскую историю о Содоме и Гоморре.

Вот, казалось бы, и все - очередной конфессиональный курьез. Если бы эта история не обнажила амбиции некоторых деятелей православной церкви по части доминирующей роли в культурном пространстве современной России. Не рискуя втягиваться в долгий и бессмысленный спор с религиозными фанатиками о праве на эту роль в светском государстве, заострим внимание лишь на вполне реальном аспекте проблемы.

Когда после перестройки Русская православная церковь активно занялась бизнесом, не было почти ни одной доходной сферы деятельности, где бы эта организация, превратившаяся во внутригосударственный оффшор, не имела бы доходов: банковская деятельность, строительство, торговля алкогольной и табачной продукцией, добыча морепродуктов, топливный бизнес и т.п. Обо всем этом много писали.

Имидж церкви до сих пор остается главным козырем в получении преференций от бизнесменов и государственных чиновников, которые активно используют его в своих рекламных кампаниях. И во Владивостоке таких примеров немало. В свою очередь, для того чтобы рекламировать самих себя, некоторые церковники недавно измыслили вполне удачный, с рекламной точки зрения, способ. Они начали устраивать скандалы по поводу искусства.

Борис Моисеев, гастроли которого православные священники пытаются вот уже в течение года отменять по всей стране, и которые на днях состоятся во Владивостоке, - это не единственная мишень для нападок (вспомним акт вандализма на выставке авангарда в Музее им. А. Сахарова, к которому подстрекал своих прихожан - и вполне успешно - некий московский священнослужитель). Скандал - пусть и рискованная, но удобная и эффективная форма рекламы.

Но в случае с выставкой авангарда вышла промашка. Ведь в стране с неуклонно снижающимся уровнем образованности авангардное искусство общую массу населения мало интересует. Равно как и классическая музыка или балет. Другое дело - гомосексуализм. К этой теме у нас не равнодушны ни в городах, ни в селах, ни в тюрьмах, ни - что греха таить - в кельях. Выбор Бориса Моисеева (а не, скажем, Петра Чайковского или Оскара Уайльда) в качестве мишени в этом случае вполне понятен. Ничто не сможет так взволновать россиян, как тема сексуальной свободы в образах массовой культуры (элитарный гомосексуализм в предыдущих скобках их мало тревожит, как показывает практика). Увы, ни война в Чечне, ни обнищание православных народных масс, ни коррупция чиновников, ни безработица не могут быть... Ибо это зрелище. Популярнее только хлеб.

Возможно, потому, что тело - это единственное, что осталось у многих людей, изнасилованных реформами и телевидением. Церковь, вступая в поле политических действий, как правило, оставляет все упомянутые и многие другие проблемы в стороне, поскольку все они напрямую связаны с политикой правительства России и им же порождены.

Менее заметных артистов "нетрадиционного эротического амплуа" (а упрекнуть в этом можно каждого второго деятеля телевизионных искусств - того же Андрея Караулова, например) церковь почему-то не трогает. Попов, уличенных в запретных связях, вовсе не предает огласке - взять, к примеру, бывшего екатеринбургского епископа, которого молчком сослали в монастырь. А также не обращает внимание на присутствие гомосексуалистов в пространстве города (в ночных клубах и в коридорах власти) или в СМИ (особенно в интернете).

Все эти адреса, имена и факты известны, однако служители культа предпочитают воевать с Борисом Моисеевым, уверенные в его наклонностях настолько твердо, что это не может вызвать подозрения в некоторой предвзятости. И это тем более странно, когда, по признанию священников (например, уважаемого приморского епископа Вениамина), обвиняющих Моисеева в развращении молодежи путем прямых призывов к гомосексуализму, они в глаза не видели выступлений порочного артиста. Как это понимать? Ведь даже на одном из самых "скандальных" шоу артиста "Дитя порока" ни одного подобного высказывания не звучало. И звучать не могло, потому что со сцены опытный и уважающий себя постановщик вряд ли позволил бы себе прямой эпатаж.

Как представляется, избирательность подхода некоторых деятелей РПЦ к выбору мишени говорит в первую очередь не о целенаправленности порыва, а о желании наделать побольше шума, используя чужую популярность. А как, простите, иначе понимать эту бурную активность? Остается надеяться, что православные священники проявят мудрость и найдут лучшее применение своим силам. Ведь, право, их есть куда прикладывать. А Моисеев пусть танцует.

Евгений Панкратьев

Поделиться:

Наверх