67,93 ↓ 100 JPY
11,48 ↓ 10 CNY
74,14 ↓ USD
66,11 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+9° ветер 4 м/c
08 мая
Суббота

Общество

Горит и кружится планета...

А героям антрепризного спектакля "Ленинградский романс" нужна не только "одна победа", но ещё и любовь. Одна - и на всю жизнь

Спектакль "Ленинградский романс" по пьесе А. Арбузова "Мой бедный Марат" во Владивосток привезли молодые и талантливые столичные актеры: Игорь Петренко ("Звезда", "Кармен", "Водитель для Веры"), Дмитрий Исаев (сериалы "Грехи отцов", "Бедная Настя") и Екатерина Климова ("Грехи отцов", "Бедная Настя", "Московские окна"). В основе спектакля любовный треугольник: старый как мир сюжет, не теряющий своей актуальности.

И в самом деле, что еще, кроме любви, касается каждого, что еще не зависит от социального строя, экономического положения, веков, нравов, моды? Единство места, времени и действия оставлено в прошлом, нарушать каноны уже давно не модно, а привычно. Это современный театр. Перед глазами приморских зрителей проходит 17 лет жизни двоих мужчин и одной женщины, обычных людей, пронесших через трагедию страны свою маленькую личную трагедию.

Мне бы хлеба корочку

История начинается в 1942 году в блокадном Ленинграде. 15-летняя Лика (Екатерина Климова), лишившись после бомбежки крова, потеряв няню, перебирается в соседний дом, тоже полуразрушенный взрывом. В пустующей квартире страшно, холодно, одиноко, а за ее стенами - голод, смерть и полная неизвестность. Вернувшийся неожиданно хозяин квартиры, 17-летний Марик (Игорь Петренко), новой жиличке только рад. Даже несмотря на то, что Лика, спасаясь от холода, "сожгла его детство", единственную память о довоенной жизни - семейные фотографии.

Марат прощает девочку, ведь вдвоем не так страшно пережидать воздушную тревогу. На сцене - мрачные декорации, железная койка, тряпье, старая буржуйка, мятый медный таз. Однако в зале слышны взрывы смеха. Потому что в тексте классической пьесы полно шуток и забавных моментов. Из-за того что пришла война, герои не перестают быть детьми, правда? Ведь детство, юность и первую любовь нельзя отложить на завтра. Они радуются, что живы, и мечтают об этом самом завтра.

Идиллию нарушает свалившийся невесть откуда Леонидик (Дмитрий Исаев), оголодавший мальчик-ровесник, зашедший в поисках жилья и людей к Лике и Марату. Леонидик говорит о себе в третьем лице, мечтает писать стихи, жаждет любви и духовной близости. Инфантильный, немного странный герой Исаева вызывает у Лики то жалость, то восхищение. А у Марата - жгучую ревность. Но все трое вынуждены жить под одной крышей. И со временем грубоватый, дерзкий Марат становится лучшим другом трогательного Леонидика и одновременно его жестоким соперником в борьбе за девушку, которая стала для них обоих единственной любимой. Они же стали для Лики опорой, защитой и надеждой на жизнь. Но на дворе (то есть на сцене) уже 1943 год, обоим мальчикам исполнилось по восемнадцать, и защитники, бросив свою подопечную, отправляются защищать Родину.

Танго втроём

К началу второго акта герои разом взрослеют на 15 лет. Они прошли войну, испытав все ее тяготы на себе. Счастливчик Марат стал Героем Советского Союза, мечтает покорять вершины, вернее, строить мосты. Леонидик тоже приблизился к своей мечте - стал военным журналистом, а заодно привез с фронта целый рюкзак стихов, среди которых, по его признанию, "уже попадаются неплохие". Но он потерял на фронте руку и этим вызывает у Лики ту самую жалость, которая так близка к любви: "Она его за муки полюбила..."

Лике безумно дороги оба ее воздыхателя, и выбрать кого-то одного ей кажется невозможным. Она ждет тех самых слов. Но Марик стал настоящим героем, а герои (он в этом уверен) не говорят о таких глупостях. "А я вот не стал настоящим мужчиной, поэтому делаю то, что мне нравится, и говорю, что думаю", - заявляет Леонид, после чего пылко признается в любви к Лике. И Марат, переступив через свои чувства, уходит.

"Когда человеку наступает конец?" - размышляет Марат. Когда он перестает идти вперед. Когда сворачивает в сторону. Из страха неудачи, из жалости к кому-то - неважно. И каждый из этой тройки, совершив преступление против любви, стал неудачником. Спившийся от семейной жизни, проходящей без любви, Леонидик пишет бесталанные стихи. Лика стала изможденной стервой. Куда ушла восторженная девочка, которая встречала зрителей в начале спектакля?

А Марат? Он вообще никем не стал: "Я приехал, чтобы вы мне помогли, а вам еще хуже, чем мне", - ноет бывший "настоящий мужчина, герой", а ныне обычный работник мостостроя. Но "даже за день до смерти не поздно начать жизнь сначала". Героям спектакля придется-таки сделать верный выбор. И к моменту, когда опускается занавес, те, кому суждено быть вместе, остаются вдвоем, а тот, кто должен уйти, уходит.

Снова здорово

В прошлом году тема Великой Отечественной снова вошла в моду, зрители вдоволь насмотрелись кинолент и спектаклей на военную тему. Даже немного подустали. Однако "Ленинградский романс" пришли смотреть далеко не ветераны. Потому что спектакль - не формальное воздаяние за подвиг, не механические "вечная слава и память", а реальная жизнь, живые эмоции, молодые лица. И любовь, которая соединяет все поколения.

Инна Харькова

Поделиться:

Наверх