65,26 ↓ 100 JPY
11,22 ↑ 10 CNY
71,83 ↑ USD
64,27 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 5 м/c
16 июня
Среда

Общество

Идиот нашего времени

Уходящий 2005 год в театре ТОФ провожают славно. Заменой спектакля "Билокси-Блюз" стала блестящая постановка главного режиссёра театра Станислава Мальцева "Чморик" по пьесе современного русского драматурга Владимира Жеребцова

Удача - и без вопросов

Никогда еще театр Тихоокеанского флота не радовал так вашего покорного слугу. Мало того, что драматический материал подобран на "отлично" - за что отдельное спасибо завлиту театра Николаю Пинчуку, который и сам замечательный драматург. Мало того, что оригинальная пьеса оказалась, что называется, в реестре интересов военно-морского театра. И актуальность "Чморика", если рассматривать ее с точки зрения вечных ценностей, несомненна. Эту трагическую историю об армейской дружбе можно при желании сравнить с лучшими образцами творчества Теннесси Уильямса, а мощный философский подтекст заставляет вспомнить о Достоевском и его героях. И даже имя-прозвище самого гнусного персонажа этой армейской драмы - Бес - однозначно отсылает нас к Федору Михайловичу.

О чём это они?

Фабула нового спектакля такова. Май-июнь 1989-го. Советский Казахстан. Саша Хрустяшин - простоватый парнишка из Тюмени - считает дни до дембеля, коротая время в свиноводческом хозяйстве. Должность незавидная, надо сказать, даже для младшего сержанта. Правда, незлобивый капитан Алтынов сильно не допекает инспекциями, а вот от инспекций подонистого старослужащего стройбатовца Беса, который еще и складом в своей части заведует, никто Сашку уберечь не может. И вот Алтынов присылает в помощники младшему сержанту какого-то чморика из-под Питера, гатчинского мальчишку в очочках - Андрея Новикова, который не только на скрипке играет, но и на все имеет собственное мнение. И в Бога верит.

Разумеется, интеллигентность Андрея поначалу выводит Сашку из себя: он даже руки распускает. Но доброта спасет мир, и вот они уже друзья. Если бы не Бес! Этот изворотливый, сильный и опасный парень способен даже через кровь перешагнуть... Что наглядно показано во втором действии спектакля, когда к Андрею приезжает сестра Катя - трогательная и нежная девушка, профессиональная балерина. Разумеется, циничный Бес не смог избежать соблазна и хитростью пытается выманить Андрея с Сашей из подсобного хозяйства, дабы остаться с Катей наедине... Но Саша ценой унижения и боли не дает ему такой возможности. Хотя и слаб оказывается. В отличие от Андрея, он не получил интеллигентской закалки духа.

Андрей Новиков немного напоминает персонажа повести Германа Мелвилла - клерка Бартлби... Порой зрителям кажется, что его тихий протест лишен всякого смысла, но в итоге прав оставался именно этот странный парень. Да, он не способен заколоть свинью, но готов перекусить глотку насильнику Бесу, формально готов поступиться своей верой лишь для того, чтобы жаждущий отмщения Бес не пришел и не убил его товарища - бедного крестьянина Сашу...

Финал в спектакле открытый. Так уж задумано автором пьесы. И нелегкий: оба солдатика на всякий случай подшивают к гимнастеркам чистые воротнички, словно готовясь к своей последней битве, а Саша еще и читает вслух Андрею письмо, которое написал своим деревенским родным. Любопытно, что в "Табакерке", которая также ставила "Чморика", концовку придумали более однозначную: там письмо вслух читает Бес и, смеясь, сжигает его...

От реалий к катарсису

Хочется отметить, что стараниями актеров театра в спектакле нет ни одной роли проходной роли. Капитан Алтынов в исполнении одареннейшего Евгения Паленого чрезвычайно убедителен, реален и не лишен обаяния. Бес Максима Клушина - взрывной, опасный, эмоциональный. За его демоническим антуражем скрывается какая-то внутренняя борьба, что, впрочем, бонусов мерзкому герою не добавляет - это всего лишь мастерское решение роли Клушиным. Искренне играют Андрей Касницкий (Андрей) и Сергей Лисинчук (Хрустяшин), неподражаемы женские образы, созданные Александрой Пряха (Анна) и Екатериной Колесниковой (Катя).

При всей своей страшности этот спектакль не оставляет впечатления постсоветской чернухи. В этой пьесе есть все - в том числе и катарсис. И нечего задаваться вопросом: "Почему на афише чушки?" Кажется, и так все понятно... А вы бы хотели увидеть бесов?

Андрей Вороной

Поделиться:

Наверх