66,54 ↑ 100 JPY
11,31 ↑ 10 CNY
73,20 ↑ USD
64,56 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+21° ветер 4 м/c
22 июня
Вторник

Общество

Носорог в центре Владивостока

Известный приморский художник Джон Кудрявцев на прошлой неделе отметил своё 50-летие, а потом ясно и лаконично показал горизонты новой мифологии Приморья

Точнее, впрочем, было бы сказать - новые возможности графического исследования этой мифологии. Картины будут представлены в галерее "Арка" до 14 декабря.

...Черно-белые рисунки пластичны, как скульптуры, выписаны крепкой и своенравной линией. При этом часть из них выполнена в такой условно-мерцающей технике, что воспринимаются они с явной дистанцией отстраненности, но не как гравюры, а как фотографии. Однако эта псевдофотографическая дистанция не заглушает их живописности. Половина работ Кудрявцева, а то и больше, держится на неожиданной роли фона. Здесь наряду с рисунком фон являет себя полноправным создателем смысла композиции. Хотя значения его по отношению к разным образам различны.

Изысканность, а иногда даже вычурность образов (рыба-гусар, рыбка в шубке, носорог в приморской деревне и прочее), подчеркивается столь же изысканной техникой изображения. Но при этом она поглощена однозначной простотой композиции. Эффект простой формы углубляет содержание. Таким образом, большая часть работ представляет устойчивый баланс и взаимосвязь между образом, техникой рисунка и его значением.

Вот несколько примеров. Серия рыб Джона Кудрявцева показывает необычную природу движения. Явное стремление вверх, очищенное от видимости усилий темной непроницаемой средой, не соотносится с традиционными представлениями ни о плавании, ни о полете. Изысканность прорисовки и юмор образа (рыбы изображены как аллегории людей) не позволяют говорить и о легковесности изображенных существ. Рыбы у Кудрявцева не рассекают толщу воды, не удерживаются на плаву, а парят, выталкиваемые темнотой. Что-то похожее мы могли видеть у Иосифа Бродского. Интересная иллюзия того, что движутся они только вверх. Так рисуют отрицательную гравитацию или, быть может, материализовавшееся время.

Однако птенцов художник показал, напротив, затертыми, задавленными временем. Такие неоперившиеся птенцы-старцы, которых каждый миг подстерегает опасность быть поглощенными темнотой. Это уже не смешно, не грустно и не страшно. Так передана очищенная от прекрасного или шумного нота тупой безысходной тревоги. Похоже на изображение природы нежности, изнанка которой - бесконечная агрессия пространства.

А вот замашки носорога в приморской деревне (сюжет одной из самых запоминающихся картин) уже не столько сугубо художественные и философские, сколько артистические. Что вполне соотносится с образом этого любимого многими экстравагантно выглядящего художника. Носорог Кудрявцева мог бы стать хорошим поводом для пересмотра вообще всей местной культуры со всеми ее библиотеками и галереями. Джон, вероятно, не просто шутит, а показывает, что корни этого края, корни, которые питают жителей побережья, простираются гораздо дальше и глубже, чем об этом говорят книги, картины, фотографии и средства массовой информации...

Евгений Панкратьев

Поделиться:

Наверх