68,23 ↓ 100 JPY
11,52 ↓ 10 CNY
74,58 ↓ USD
66,31 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 6 м/c
07 мая
Пятница

Общество

Гори, Голливуд, гори!

Время фабрики грёз уходит, если уже не ушло

Еще не открылся долгожданный фестиваль "Французское кино сегодня", но уже сейчас можно составить точное впечатление о том, что предстоит увидеть владивостокским синефилам: в камерном зале "Иллюзиона" начались так называемые пресс-показы фильмов из официальной программы.

Первой стала блестящая картина "Скрытое" Михаэля Ханеке. Режиссер создал ленту пророческую - страшную и бескомпромиссную. Стоит отметить, что в последнее время неоднократный лауреат Каннского фестиваля и австрийский поданный работает во Франции - с французскими артистами, словно иллюстрируя на 16-миллиметровой пленке прочность идей Евросоюза.

Но если "Пианистка" ("Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля), поставленная по роману писательницы Эльфриды Елинек, получившей вскоре Нобелевскую премию в области литературы, раскрывала темные стороны человеческой души, то "Скрытое" - совсем другое дело. Это острый социально-политический памфлет, фактически предсказавший "арабский бунт" нынешней осенью. Странно, что в самой Франции об этом задумались только сейчас, когда события фильма стали достоянием общественности. А между тем еще в мае в Канне лента получила приз за лучший сценарий.

Вот краткий синопсис фильма: в раннем детстве Жорж Лоран, литературный тележурналист, интеллектуал и отличный семьянин, сделал огромную гадость. Он оболгал алжирского мальчика Маджида, и Лораны не стали усыновлять несчастного малыша, оставшегося без родителей, убитых французскими полицейскими в 1961 году во время массовой резни арабов. А теперь Жоржу кто-то подкидывает страшные письма, шлет видеокассеты. Нетрудно догадаться - кто. И это не только последствия детской лжи, когда маленький Жорж обманом заставил Маджида зарезать птичку и измазаться в ее крови. Это сильная метафора. Ведь петух, изображенный в письмах с перерезанным горлом, - символ Франции. А вы помните лозунги "арабской" революции в Париже? Вот именно...

По словам режиссера, "взрослый человек обязан отвечать за свои детские поступки". И в этой связи самое ужасное, что Жорж вины так и не признал... Потому и покончил с собой на его глазах постаревший Маджид, живописно перерезав себе горло. Да, кровь потоками, жестокость и мрачность - фирменный стиль Михаэля Ханеке, самого бескомпромиссного гения европейского кино.

Второй фильм фестивальной программы, на который просто необходимо обратить внимание, - "Время прощания" Франсуа Озона. Этого режиссера называют главным хулиганом французского кино. Он не хулиган. Рогатка и прочие причиндалы уличного забияки для этого художника мелковаты - как минимум. А что касается эпатажа, то куда ж без него?

В фильмах Озона интимная сторона человеческой жизни отражена во всей наготе. Похоже, сегодня изображение акта однополой любви на пленке никого уже не шокирует. Да и не это главное в работе художника, создавшего такие картины, как "Крысятник", "Капли дождя на раскаленной крыше", "Пятью два"... Озон, будь он хоть трижды геем, создает такое кино, до которого не дотянуться ваятелям голливудских мелодрам. А восточноглазым эстетам типа Вонг Кар-вая или Ким Ки Дука пока приходится равняться на его находки.

Озон умеет не только показывать кипучие страсти, но и картинки рисовать восхитительные. Его манера подавать видеометафору всегда точна, а изобразительное решение бьет в нужное место. История умирания молодого фотографа Ромена (отличная роль красавца Мельвиля Пупо) показана с такой трогательной грустью, что вызывает ассоциации со "Смертью в Венеции" - не меньше.

Уже ради этих двух французских фильмов стоит, наплевав на зимний снегопад, пойти в кинотеатр "Океан" 6, 7, 8 декабря, чтобы все увидеть самим. И понять, что время Голливуда уходит. Или уже ушло.

Андрей Вороной

Поделиться:

Наверх