65.63 ↑ 100 JPY
11.21 ↓ 10 CNY
72.22 ↓ USD
63.94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 1 м/c
19 июня
Суббота

Общество

Знакомый рампы свет

Театральный сезон-2005-2006 во Владивостоке неофициально, но открылся. Первые премьеры показали: жрецы Мельпомены движутся в давно выбранном фарватере

Нынешняя осень в театральном сообществе приморской столицы богата на события. Театр молодежи готовится отметить юбилей. Худрук Академического театра имени М. Горького Ефим Звеняцкий побывал на совещании главных режиссеров крупнейших российских театров в Москве. Худрук театра кукол Виктор Бусаренко удостоился звания заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, а театр ТОФ совершил серьезное гастрольное турне.

Но главное - уже состоялись премьеры, о которых имеет смысл говорить и спорить. Хотя они же и показали, что, по большому счету, мало что изменилось в сценической реальности Владивостока. Все главные режиссеры - что радует - остались на своих местах. Текучка кадров в театрах - минимальная. Новые лица - молодые актеры блистают творческой индивидуальностью...

Дерзкие и успешные

Драматический театр ТОФ в прошлом сезоне порадовал Владивосток Аристофаном, поставив "Лисистрату". А к началу сезона нового вернулся из важного турне.

С 16 по 20 октября с большим успехом прошли гастроли тофовцев в Хабаровске. Зрители увидели четыре спектакля: "Квадратура круга" Валентина Катаева, "Огни Парижа" Анри Рейно-Фуртона, "Таланты и поклонники" Александра Островского и детский "Кошкин дом" Самуила Маршака. Конечно, о репертуаре театра ТОФ спорят давно... Многих смущает фривольная пьеса Рейно-Фуртона. Но она пользуется успехом, что и дает право главному режиссеру Станиславу Мальцеву оставлять ее в репертуаре. Кстати, что-то не видно от молодого и дерзкого главрежа экспериментов. Но не в его это стиле. Надо полагать, в новом сезоне он чем-то нас потрясет.

А с 29 октября по 3 ноября в Омске театр ТОФ со спектаклем "Сашка" Вячеслава Кондратьева участвовал в IV Международном фестивале "Молодые театры России".

Список участников фестиваля впечатляет: московские театры "Сатирикон" Константина Райкина и "Моно-Дуэт-Трио" Александра Филипенко, питерский "Приют комедианта", Омский государственный камерный Пятый театр. Коллективы все известные и очень сильные. Были и зарубежные гости: Русский драматический театр им. А.С. Грибоедова (Тбилиси), экспериментальный театр АРТиШок (Алматы), театр "Ария" (Париж). Важно сказать, что флотский театр - первый из дальневосточный театров, сумевший пройти в финал столь престижного фестиваля. Это очень лестно...

Чужие ценят. А свои?

Хабаровский губернатор Виктор Ишаев лично поблагодарил коллектив театра ТОФ за великолепные спектакли и выразил желание встретиться вновь через год. Это показатель: власти сопредельного края - извечного соперника Приморья - обласкали приморских гастролеров. А вот наши что-то не торопятся...

Взять ситуацию с театром кукол: уже который год идет тяжба между ним и Обществом изучения Амурского края. Во многом потому, что краевые власти не торопятся взять разрешение проблем детского театра в свои руки. А ведь всего-то нужно подыскать для краеведов помещение, где мог бы хранится бесценный фонд ОИАК. И все!

Удивительно, что в этой неприятной ситуации в кукольном театре еще что-то ставят. Блестящая премьера "Легенды о Розе" Игоря Лиозина - свидетельство того, что никакие тяжбы не способны загасить истинное творчество.

Старший брат в гламуре

Сегодня создается впечатление, что театр Горького активно перепрофилируется из драматического в музыкальный. Премьера мюзикла на старинный американский сюжет "Моя жена - лгунья" - тому лишнее подтверждение.

Плодотворно работает с крупнейшим театром Приморья и Дальнего Востока режиссер Юрий Тихонов, экс-глава Хабаровского театра музкомедии. Именно он поставил в "горьковке" музыкальный спектакль "Тетка Чарлея".

Традиции музыкального театра, дурашливой и нежно любимой нашим непритязательным зрителем оперетты предполагают ненавязчивое и нарочито несерьезное прочтение любого драматического текста. Так и вышло с "Моей женой - лгуньей". Прибавим к этому гламурное решение декораций - и на сцене классика жанра! Кстати, о декорациях. Вернувшийся из длительной творческой командировки на Алтай художник Геннадий Кунгуров с задачей справился на привычно профессиональном уровне: и сусальным золотом горели рождественские елки, и падал прошлогодний снег, и кружева были вполне ироничные. В общем, все создавало ажурный легкий фон...

Бесспорным плюсом постановки, конечно, стало живое музыкальное сопровождение и вокальные номера. Во Владивостоке с недавних пор оперные спектакли большая редкость, так что стройные звуки эстрадно-симфонического оркестра театра Горького, доносящиеся из оркестровой ямы, хочется приравнять к подвигу. Музыканты под руководством дирижера Анатолия Тихонова были хороши. До последней ноты.

Смущала разве что танцевальная группа: молодые и очень красивые актрисы танцевали как-то неслаженно, ни одного синхронного движения не было. Но, может быть, так и было задумано? Зато тот факт, что персонажи подтанцовки не оказались немым хореографическим "аккомпанементом" спектакля уже объективно идет ему на пользу. Танцгруппа здесь выполняла ту же функцию, что и хор в театре Древней Греции, а это же здорово.

Успех таких постановок предсказуем. Есть спектакли, которым не хочется и не нужно предъявлять претензии в легкомыслии. Потому что так и задумано.

Иное дело - премьера шекспировской трагедии "Ромео и Джульетта". Чувствуется, что этой постановкой краевой драмтеатр попытался показать своему младшему брату - театру молодежи, кто в доме хозяин. Потому что явной дерзостью было со стороны молодежного театра первым поставить "Карнавал в Вероне, карнавал!" Да еще и по инсценировке Григория Горина, имя которого вот уже на протяжении лет восьми ассоциируется с театром Горького прочно. Прочно, но - уж простите - слегка искусственно.

Вероятно, поэтому в "вотчине" Ефима Звеняцкого развернулись с присущим ей размахом. Даже режиссер был приглашен из Америки - Ральф Элиас. И этот спортивный задор дал ожидаемо благоприятный результат - премьера оказалась на высоте.

Но нет причин думать, что в новом сезоне "горьковка" перевернет наши театральные представления. Давно взятый курс на диалог со зрителем превратился в потакание его вкусу. Зритель в театре Горького на самом деле - Его Величество. Это приятно сознавать. Но еще приятнее видеть, что театр работает не только за кассовые сборы. Так что, покуда на сцене "горьковки" идут "Поминальная молитва", "Эшелон", "Рядовые", беспокоиться за его судьбу нет нужды. Это точно.

Андрей Вороной

Поделиться:

Наверх