67,72 ↓ 100 JPY
11,50 ↓ 10 CNY
74,00 ↓ USD
65,60 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+21° ветер 3 м/c
16 мая
Воскресенье

Общество

Отрекаясь от джаза

В России не найти, наверное, человека, владеющего гитарой лучше, чем Виктор Зинчук. Однако сегодня он, выходец из джаза и джаз-рока, все больше склоняется к классике и этническим направлениям

Музыкант, не один десяток лет носящий титул "золотая гитара России", вновь посетил столицу Приморья.

Концерт длился два с половиной часа и превзошел ожидания многих. Обкатанную десятки раз программу из композиций прошлого столетия и классики освежили мелодии на банджо, насчитывающие более четырех столетий, - результат нескольких месяцев, проведенных на мастер-классах в Ирландии, а также собственные сочинения Зинчука в средневековом стиле. Ирландская поездка ощутимо изменила мышление гитариста не только из-за нарастающей популярности этнической музыки, но и потому, что рок-н-ролл, по убеждению Виктора, берет истоки на земле кельтов...

Местные гитаристы, многие из которых учились по видео-школе Зинчука, старались занять места как можно ближе: музыканта такого уровня нужно не только слушать, но и наблюдать за его потрясающей техникой игры на инструменте. Лично меня поразило, как он, исполняя скоростного Бетховена, играл и одновременно настраивал электрогитару - для этого, помимо сноровки, нужен абсолютный слух.

Звучал, конечно же, "Полет шмеля" - тот самый, занесенный в "Книгу рекордов Гиннесса" и ставший визитной карточкой Зинчука. Правда, звучал неидеально, впрочем, как и некоторые классические произведения. Гитарист-легенда не боится конкуренции, наоборот, мечтает о достойной смене, а "шмелиный" рекорд, аппликатуру которого сейчас можно скачать из интернета, называет лишь маленьким фактом своей биографии и говорит, что воспроизвести его гораздо проще, чем играть классические произведения на концертах изо дня в день.

Кстати, публика, требовавшая именно классику, смогла насладиться "Турецким рондо" Моцарта, "Полонезом" Огинского и вальсами Штрауса - все "Лучшие мелодии трех столетий" исполнялись на шести гитарах в обрамлении собственных зинчуковских аранжировок. Следует заметить, две крупнейшие компании Японии и США в знак признания и уважения бесплатно снабжают музыканта инструментами. Но Зинчук опроверг слухи о том, что он меняет гитары, как перчатки, швыряясь ими направо и налево, пожаловавшись лишь на то, что струны менять приходится чуть ли не каждую репетицию. А вообще, дома, в Москве, у него огромная коллекция музыкальных инструментов, включающая даже раритетные лютни XVII-XVIII веков...

Спустя несколько минут после начала концерта некоторые зрители покинули свои места - видимо, они ожидали какого-то банального шоу. Зинчук же балансирует между двумя категориями слушателей: ценителями инструментальной музыки, которые до сих пор бросают обвинения гитаристу в том, что он отошел от импровизации, джаза и джаз-рока, и поклонниками попсы, ради которых - а это, понятно, более широкая аудитория - он, собственно говоря, и упростил свой музыкальный язык. Достается Зинчуку и за так называемое соавторство с гениями минувших столетий от критиков, которые считают классику на электро непростительной фривольностью.

Зато молодежь, среди которой популярны интерпретации, просто с ума сходит от "Каприса №24" Паганини или переделок Баха. А еще, говорят молодые музыканты, как бы нахально это ни звучало, они успешно эксплуатируют имя Зинчука: когда приносишь демо в клуб и начинаешь объяснять арт-дирекции, чего от тебя вообще следует ожидать, достаточно сказать: "Как у Зинчука"...

Виктор Зинчук стал известен российской публике прежде всего как участник джаз-групп "Арсенал" и "Квадро", и многие с восторгом вспоминают его виртуозные соло и собственные композиции, имевшие неизменный успех на всех выступлениях. Нынче гитарист навсегда отрекся от импровизаций и джаза: "Я уже давно мыслю себя более конкретно и исполняю массу более интересной музыки. Джаз - всего лишь этап в жизни любого музыканта, он хорош как процесс обучения в музыкальном училище или институте, это полезно для роста, но не более того. Законы классики мне сейчас ближе. Поверьте, "Каприс №24" Паганини исполнить со страстью и ритмикой гораздо тяжелее, чем играть пассажи, которые в джазе и гитарной школе используются повсеместно".

Татьяна Шугайло

Поделиться:

Наверх