67,68 ↑ 100 JPY
11,47 ↑ 10 CNY
73,70 ↓ USD
65,30 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+11° ветер 3 м/c
19 мая
Среда

Общество

Тайны цветка открыты домохозяйке

Сегодня в Японии исключительно домохозяйки могут позволить себе заниматься таким недешёвым и кропотливым искусством, как икебана

И пусть весь мир подождёт

Искусства Востока привлекают европейцев внутренней гармонией в сочетании с осознанием изменчивости вещей. Композиция икебаны, которую мастер собирает от четырех до шести часов (а идею вынашивает порой месяцами), живет лишь сутки - любой испортившийся цветок или даже мелкий листик означает конец произведения искусства. В мире нет ничего стабильного, все течет, все изменяется - эта установка веками укоренялась в менталитете восточного человека.

Неизвестное о незнакомом

"Хочу чего-нибудь нового, необычного! Не как у всех!" - если в очередной раз любимая женщина просит вас проявить оригинальность, то это не значит, что надо тут же схватить малярную краску и выкрасить розы в бирюзовый цвет! Почему бы вам вместе не заняться искусством икебаны и не составить собственную цветочную композицию?

Что такое икебана сегодня знают, пожалуй, все. Но немногие подозревают, что безвкусные букеты, продающиеся в цветочных салонах, можно назвать икебаной с тем же успехом, что и комиксы - шедеврами живописи. Есть некоторые черты, по которым можно отличить настоящую икебану от ее жалкого подобия. Среди них - асимметричность элементов, сочетание которых напоминает треугольник, их расположение в разных плоскостях и так далее. Об этом мы подробно узнали на открывшемся 23 сентября фестивале икебаны, куда специально для обучения владивостокцев прибыли мастера старейших школ Сагагорю и Икенобо из города-побратима Ниигаты.

Оживление цветка

Уже с субботы во Владивостоке начались мастер-классы. Основной контингент учащихся - домохозяйки, реализующие свое стремление к прекрасному, владивостокские флористы и маститые дизайнеры. Все они записывались на курсы как минимум за полгода. Собравшиеся знакомились со стилями икебаны "рикка", "сэйка" и другими, которые традиционно используются в дизайне интерьера и на торжествах.

Первое, что обрушивалось на вновь прибывших, - энергия свежести, наполнявшая комнату, запах свежесорванных растений и цветов, ведь в традиционной классической икебане используются только живые фитоматериалы. Более 30 человек внимательно следило за движениями госпожи Харасимо, преподавателя школы икебаны из Ниигаты, щелкали ножницами и нанизывали на кэндзан (специальную металлическую подставку с множеством иголок) в керамической вазе гладиолусы, ирисы, можжевеловые и ивовые ветви.

В букете из десяти элементов сначала, как и положено, появлялись основные крупные ветки, затем вспомогательные, благодаря которым конструкция обретала необходимый баланс. Здесь важны каждая мелочь и деталь: в классическом и самом консервативном стиле "рикка" даже изменение угла наклона листка совершенно меняет смысл композиции. Японцы считают, что энергия жизни человека находится в области живота, поэтому красота и гармоничность икебаны зависят от центральной части букета син.

Мы отменим границы

Стиль "рикка", чьи истоки теряются в шестом веке, с присущей ему точностью и консервативностью не устраивал тех, кто мечтал выйти за пределы установленных границ. В 30-е годы прошлого столетия молодое поколение мастеров икебаны выступило против надоевших узких рамок - так родился свободный стиль школы Согэцу: синтез традиций и новой техники. Широко применяемые здесь неживые материалы - стекло, пластмасса, проволока, металл - сделали композиции более похожими на европейские перформансы. Наверное, именно поэтому свободную икебану активно переняли европейские и американские художники.

Древнее искусство вымирает?

Японские девушки не желают после замужества отдавать лучшие годы своей жизни домашним заботам. Как правило, молодежь занимается в основном карьерой. Поэтому сегодня тайны икебаны постигают исключительно домохозяйки, материально обеспеченные женщины средних лет, а также дамы преклонного возраста, у которых есть возможность отдавать искусству все свободное время. Яркий пример - сэнсэй Осано Харасимо, проводившая мастер-классы во Владивостоке. Первый свой букет она составила 40 лет назад, чтобы удивить мужа и украсить дом к приходу высокопоставленных гостей.

Сегодня икебана, как и японские боевые искусства, распространяясь по всему миру, остается замкнутым искусством: японские сэнсэи категорически не приемлют любые европейские новшества, поэтому считается обязательным и почетным аттестация только у мастеров классических школ Японии. Однако других взглядов придерживается японская молодежь, предпочитающая балансировать между Востоком и Западом.

Татьяна Шугайло

Поделиться:

Наверх