67,93 ↓ 100 JPY
11,48 ↓ 10 CNY
74,14 ↓ USD
66,11 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+7° ветер 5 м/c
12 мая
Среда

Общество

Блистающий мир

Вчера Третий Международный кинофестиваль стран АТР "Меридианы Тихого" был торжественно завершен. То есть можно констатировать, что он успешно состоялся, к общей радости

Правильно заметил кто-то умный, кажется, это был сам губернатор Дарькин: если фестиваль проходит в третий раз, то ему гарантирована долгая жизнь. От себя добавим: пусть эта жизнь будет достойной. А сейчас читайте подробности о встречах и открытиях МКФ "Меридианы Тихого-2005". Нам остается пожалеть только об одном - о том, что газетных площадей и журналистских сил не хватило на то, чтобы описать все, что происходило во Владивостоке с 10-го по 15 сентября.

Все фильмы в гости к нам

Приморские зрители покидали фестивальные кинозалы убаюканные медитативной пластикой или поражённые шокирующей откровенностью новых фильмов. Но в любом случае, получив заряд позитивной энергии

Напомним, что на кинофестивале "Меридианы Тихого" впервые представили свои лучшие фильмы Сингапур, Вьетнам, Индонезия, Перу и Новая Зеландия - к этому кино сегодня прикованы взгляды мировой общественности. Но если на встрече с Ким Ки Дуком пресс-зал был переполнен и на знаменитого корейского режиссера обрушился шквал вопросов, то малоизвестные авторы фильмов-короткометражек СМИ не заинтересовали. (Выручал, пытаясь расшевелить малочисленную прессу, наш приморский режиссер Юрий Гончаров.) Однако именно короткометражки в первую очередь вызвали восторг прогрессивной владивостокской молодежи - своей легкой незавершенностью, несоответствием стандартам европейского кинематографа и вообще западному мышлению. Кинофестиваль стал чередой открытий.

Солдат Сантьяго променял кино на пиво

...Перуанка Энид Кампос час назад прилетела во Владивосток и, даже не успев насладиться городскими панорамами, очутилась на пресс-конференции. Продюсер полнометражной ленты "Дни Сантьяго" призналась, что была удивлена, получив приглашение принять участие в международном фестивале. Для нее это прежде всего возможность познакомиться с русской культурой, в частности с киноискусством. О России в Перу не знают ровным счетом ничего! Уже на месте выяснилось, что тигры здесь по улицам не ходят, а люди очаровательные и отзывчивые!

Энид, в свою очередь, открыла для российских зрителей перуанский кинематограф. Она представила психологическую драму - дебютную работу начинающего режиссера Хоси Мендеса - о 23-летнем парне, демобилизовавшемся из армии. За плечами Сантьяго остались война с Эквадором, стычки в джунглях с террористами и наркоторговцами. На родине солдат оказывается выброшенным за борт мирной жизни, он не может устроиться на работу, от него отвернулись все, он никому не нужен... Согласитесь, картина понятная и знакомая, ведь в России живут тысячи прошедших Афган и Чечню! По словам Энид, продюсера пяти фильмов, по всей планете сегодня кричат о борьбе с терроризмом и наркоманией, но изнанка жизни сокрыта от многих из нас. Вот режиссер и заставляет зрителя прочувствовать трагизм сложившийся ситуации. Нельзя оставаться от жизни в стороне!

Поколение пепси сделало выбор

В Перу сегодня начинает формироваться новое поколение кинематографистов, поднимающих социально значимые темы. Их волнует то, что происходит вокруг, поэтому, преодолевая давление цензуры, они говорят с экрана о проблемах безработицы, взаимоотношениях геев и лесибиянок или религиозных распрях.

В Перу, стране экономически неразвитой, грубо говоря, нищей, кино не пользуется спросом. Люди после работы предпочитают отдохнуть с пивком, а не тащиться в кинотеатр, которых, кстати, здесь очень мало, в столице всего два. Киноиндустрия никогда не финансировалась государством и остается убыточным занятием. В Лиме созданием фильмов занимаются... десять режиссером: с перерывами в несколько лет они отыскивают спонсоров для своих проектов, надеясь на поддержку западных фондов. Таким образом, выиграв грант, получил право на жизнь и "Сантьяго". Фильм ожидал этого момента шесть лет, а затем его сняли в самых глухих трущобах Лимы всего за четыре недели.

Для участия в малобюджетных проектах из-за невозможности пригласить известных актеров режиссеры находят типажи прямо на улице. Энид Кампос, например, любит работать именно с реальными живыми людьми, не имеющими актерского образования. Только тогда, по ее мнению, фильм обретает потрясающую энергетику. Сама Энид окончила колледж и университет по специальности "рекламный менеджер", в мир кино попала случайно в 2002-м. C тех пор остается преданной кинематографу, работая порой сутками.

Кстати, индонезийский режиссер Рави Бхарави, создавший красивую и молчаливую полнометражку "Вызывающий дождь", признался, что больше любит создавать кино при участии людей, совершенно не владеющих актерским мастерством. В кинобизнесе Индонезии сегодня задействованы целые актерские кланы. К примеру, Риа Айровэн (известная под псевдонимом Чандра Ариати Деви), сыгравшая главную героиню фильма, азы киноискусства постигала прямо на съемочной площадки с четырех лет.

В Сингапуре не целуются

Сингапурский режиссер Ройстон Тан явился на пресс-конференцию в костюме плейбойского кролика с розовым боа на шее. Поговаривали, что молодой человек сделал это на спор. Но Ройстон слухи опроверг: оказывается, он выступает против жесткой цензуры в своей стране и... в защиту несчастных животных! Собственно говоря, этой борьбе и посвящена привезенная кинокартина "Серенада для цензора". Пародийный мюзикл, меткий и ироничный, пришелся по вкусу приморскому зрителю, а у себя на родине наделал шуму: кинокартину больше двух лет не выпускали на экраны местные телеканалы, актерам устраивали настоящие гонения.

И все-таки "Серенада для цензора" получила одобрение на Международном сингапурском фестивале... благодаря вмешательству и поддержке таких организаций, как SNN и BBS. По словам Ройстона, фильм не выходил в массовый прокат, потому что в противном случае подвергся бы жесткой цензуре, как и его предыдущие работы. Это обычная практика: после проверки цензора от творения режиссера остается немного, из киноленты исчезают целые куски, а вместе с ними меняется смысл. Порой получается полная нелепица: табу распространяется на поцелуи или, скажем, политическое и религиозное свободомыслие...

С другой стороны, не все сингапурские прогрессивные режиссеры одержимы жаждой радикальных перемен. Эллери Нгиам остается верен семейным ценностям - об этом его короткометражная картина "Семейный портрет". "Если у вас серьезные проблемы, что толку напиваться в баре - гораздо лучше прийти домой, к родным. Я всегда так поступаю,- говорит Эллери.- Дружная семья - залог большого счастья".

Австралийцы снимут фильм о Владивостоке

Молодой австралийский режиссер Аарон Вилсон задумал снять киноленту о Владивостоке еще в прошлом году. Постепенно желание раскрыть миру красоту города у Тихого океана и людей, живущих здесь, приобрело реальные очертания, даже появился сценарий. Главная героиня должна совершить путешествие из Австралии во Владивосток. Сердце молодой женщины требует перемен, но она и не догадывается, какие перипетии поджидают ее в неизвестной России. В дальнейшем Аарон Вилсон собирается покончить с короткометражками, которые не пользуются особым успехом и не приносят прибыли, и снять свой первый полнометражный фильм.

Тайны моря скрыты на дне раковины

Молодой японский режиссер, выпускник Университета Chuo Сатору Сугита привез на фестиваль свой дебютный фильм "Мое ухо - морская раковина", который, кстати, был удостоен высшей награды на фестивале короткометражек в Кавасаки. Сюжет картины полностью лишен динамики: старый скрипач теряет слух и перестает давать концерты, он преследует свою умершую жену и уходит по заснеженной дороге. Эта просто построенная на зрительных образах поэтическая сказка, на создание которой Сатору вдохновило творчество американского художника-абстракциониста Мака Ротко. По словам японца, поклонника творений Акиры Куросавы, он еще слишком молод, чтобы выразить свою мысль словами. Поэтому большинство образов в киноленте передается через музыку.

На съемках Сатору Сугита использовал опыт актеров и советовался со своим учителем Седзо Сакаем, исполнившим в картине главную роль. По словам Сатору, на съемочной площадке у него не было конфликтов со зрелыми актерами, он пытался лишь скоординировать и направить возникшие обстоятельства в нужное русло.

Следует отметить, что утонченная кинокартина с Востока осталась непонятой приморскими эстетами - в зале то и дело раздавались похрапывания.

Не смотрите моё кино!

Во вторник, 13 сентября, "Океан" замер в ожидании драмы "Удаленный доступ" режиссера Светланы Проскуриной. Прошлой осенью фильм участвовал в главном конкурсе Международного фестиваля в Венеции и вызвал неоднозначные отзывы взыскательной публики. Любовь по телефону кого-то разочаровала, а кого-то тронула за живое. Фильм еще в прошлом году окрестили "удаленной любовью" - картиной об органической неспособности русского человека быть счастливым.

До начала киносеанса режиссер вышла к зрителям явно чем-то расстроенная или недовольная. "Не смотрите этот фильм,- сказала она, - лучше пойдите и выпейте чашку кофе!" Ее совету никто не последовал, но после показа на душе остался горький осадок и ощущение недосказанности. Облака, за которыми не видно неба... В этот же день на пресс-конференции Светлана Проскурина должна была отвечать на вопросы журналистов вместе с продюсером Евгением Обуховым, индонезийскими и австралийскими режиссерами. Пресса, не проявив никакого интереса к последним, до победного ждала исчезнувшую Проскурину, а организаторы только разводили руками: мол, это какая-то провокация!

Но как бы то ни было, знакомство приморцев с новыми фильмами состоялось, их кругозор обогатился, а мысль пробудилась. Они в очередной раз осознали - мир широк. Что ж, спасибо "Меридианам Тихого"!

Татьяна Шугайло

Поделиться:

Наверх