68,23 ↓ 100 JPY
11,52 ↓ 10 CNY
74,58 ↓ USD
66,31 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+4° ветер 1 м/c
07 мая
Пятница

Общество

Настоящее кино нуждается в кинокритике

Однако в России такая профессия практически опущена до уровня банального кинопиара

Кинокритик Сергей Анашкин приехал во Владивосток по приглашению дирекции МКФ "Меридианы Тихого" для создания каталога кинофестиваля. Мы предполагали, что Сергей представляет молодое крыло столичной кинокритики, но, как выяснилось, на будущее своей профессии он смотрит с крайним пессимизмом.

- Состояние сегодняшней кинокритики - каково оно?

- Мое мнение: кинокритика в России вымирает. Такая профессия может существовать в сытом, устоявшемся обществе. Другими словами, не в России... Проблема в том, что как в Москве, так и во Владивостоке, я полагаю, кинокритика как таковая не нужна. Наша профессия превращается в разновидность коммивояжерства, когда глянцевые журналы вроде "Премьера" готовы щедро оплачивать скорее расширенные аннотации, чем полноценные рецензии на фильмы. Большого погружения в тему тут и не предполагается. Требуется одно - живенькое, легонькое, веселенькое и, по возможности, коротенькое письмо. Таким образом, подмываются сами основы профессии кинокритика.

- Получается, что функции кинокритика в современной России сводятся к работе газетного колумниста?

- Скорее всего, это даже не журналистика, а паблик рилейшен, пиар в чистом виде, и уж точно не критика. Именно по такой схеме работает сегодняшний "кинокритик" в Москве или Санкт-Петербурге.

Есть вариант, который разработал главный редактор журнала "Кинопарк", где я проработал месяца полтора, но ушел, так как не нашел общего языка с редакцией, предполагавшей, что читателю будет более интересна борзопись бойко пишущих мальчиков. Суть этой системы "кинокритики" заключалась в том, что рецензии и критические эссе могли быть какими угодно по количеству фактических ошибок и несправедливых эстетических оценок, но это должно быть остро и весело написано. При этом очень важно, чтобы объемы материалов были небольшими: одному фильму посвящается 2-3 тысячи знаков в редакторе Microsoft Word. Не больше. О каком серьезном анализе искусства кино может идти речь? Нет, я понимаю требования к современной коммерческой журналистике. Но это уже, по-моему, слишком модно...

- Понятно, с "Кинопарком" все плохо...

- Другая беда с журналом "Искусство кино". Он постепенно превратился в элитный киноклуб по интересам. Мы, постоянные авторы журнала, живем не этими трудами...

Все это в каком-то смысле лишает профессию кинокритика критериев, точки отсчета. Ты да я да мы с тобой можем организовать любой клуб, но как доказать широкой общественности, что мы занимаемся правильным делом? Еще более печальную картину представляет так называемый Научно-исследовательский институт киноискусства...

- А он все еще существует?

- Существует. И стоит в центре Москвы. Но средние зарплаты в этом учреждении не превышают шести тысяч рублей. Во многом поэтому сотрудники института мало что видят и уже мало что знают. У них плохо с библиотекой. У них никак с зарубежными поездками.

Но есть так называемые критики "первого ряда", которые работают в крупных газетах: Стас Тыркин в "Комсомолке", Лидия Маслова в "Коммерсанте", им оплачивают путешествия на фестивали, скажем, в Венецию или Торонто.

- Но, прошу прощения, то, чем сейчас занимается Тыркин, и то, что он делал во Владивостоке, будучи кинокритиком газеты "Конкурент", - две большие разницы, как сказали бы в Одессе. Да, сейчас он делает интервью с Сюзан Сарандон, но 12 лет назад острее него не было...

- Но при этом он вхож в определенный "клуб" критиков, которые могут себе позволить выбрать между Сан-Себастьяном или Венецией. Возможно, он добился того, чего хотел...

- Сергей, а выходы какие-то есть? Печально будет, если вся кинокритика сведется у нас к написанию аннотаций в глянцевых журналах...

- Кинокритиков спасет система грантов. Необходима широкая господдержка киноиндустрии, включая в нее и институт кинокритики. В США, например, где гуманитарии тоже не могут рассчитывать на большие заработки, существует отлаженная система внутригосударственных и международных грантов. Ты можешь взять себе темой даже такую экзотику, как "Изучение восприятия советского кинематографа 1970-х племенем фульбе". Тут я, конечно, утрирую, но серьезно: отлаженная на госуровне система грантов могла бы спасти российскую кинокритику.

Сергей Анашкин. 40 лет. Кинокритик, эссеист. Окончил ВГИК. Работал на киностудии Горького, в журнале "ВидеоНьюс", газете "Вечерняя Москва". Публиковался в журналах "Премьер", "Эксперт", еженедельнике "Экран и сцена". Постоянный автор журнала "Искусство кино". Член Союза кинематографистов и Союза журналистов России.

Андрей Вороной

Поделиться:

Наверх