65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+22° ветер 4 м/c
19 июня
Суббота

Общество

Владивосток не Голливуд, но всё же...

История кинопроизводства в нашем городе достаточно стара, но недостаточно богата. Впрочем, какие наши годы!

Юрий Филатов, специально для "Н", Андрей Вороной

Предстоящему III Международному кинофестивалю стран АТР "Меридианы Тихого" посвящается...

На улицах Владивостока представители местной фабрики грез начали создавать первые фильмы еще в конце позапрошлого века. Естественно, крайне примитивные. Просто оператор выходил на угол Светланской и крутил ручку кинокамеры, а потом в местной газете сообщалось, что все, проходившие в такое-то время там-то, могут увидеть себя на экране в синематографах. Публика валом валила...

Фильмохроника. Дайте денег, и мы перевернём киномир! За последние десять лет своего аутентичного кино Владивосток видел ничтожно мало. Дорого это

  • Художественный фильм "Сабс". Режиссер-постановщик - Глеб Телешов. Экранизация по мотивам произведения культового американского писателя Джека Керуака "Подземные". Снимались непрофессиональные актеры. Главная мужская роль - Леонид Шевченко. Закадровый текст от Керуака - Макс Немцов. Он же автор перевода. Премьера - декабрь 1995-го, кинотеатр "Океан". В 1996-м фильм получил Гран-при Международного кинофестиваля "Молодiсть" в Киеве. В 1997-м демонстрировался на Международном Берлинском фестивале, фестивале "Полночное солнце" в Финляндии.
  • После "Сабса" почти десять лет снять во Владивостоке качественное кино только пытались. Первая попытка удалась в 2005-м. Недавно состоялась премьера короткометражки "Каникулы" ("Н" писали о ней подробно две недели назад). Режиссер-постановщик - Сергей Боровков. Оператор-постановщик, кстати, - Глеб Телешов.
  • Сложно говорить, насколько владивостокскими можно считать японскую мистическую мелодраму "Отель "Венера", китайский телеблокбастер о второй мировой "Шанхайская история" и "Тайфун" корейского корифея Квак Кен Тэка. Все эти фильмы снимались у нас, но это зарубежное кино.
  • Сегодня во Владивостоке на волне успеха и здорового ажиотажа, поднятого "Каникулами", к реализации готовится еще два кинопроекта. Оба амбициозны. Как сложится их экранная судьба, неизвестно. Первый. Условное название - "После дождя". Проект (в стиле киноновелл Жана Люка Годара) съемочной группы "Каникул". Может не реализоваться - нет денег.
  • Второй. "Забытая война". Документальный фильм, четыре 24-минутных серии. Посвящен последнему этапу второй мировой - советско-японскому вооруженному столкновению. Режиссер - Михаил Готенко. Сценарист - Дмитрий Чубаев.

Где ложь, где правда?

От "проклятого прошлого" советская власть в столице Приморья унаследовала не только восемь кинотеатров (об истории их появления и процветания "Н" рассказывали в номере за 19 ноября 2004 года), но и небольшую кинолабораторию, которой дала уже соответствующее эпохе название - "Владивостокская фабрика культурфильма". Теперь она стала выпускать идейно выдержанные документальные короткометражки: "Госмельница", "Гостабачная фабрика", "Первый съезд профсоюзов Дальнего Востока".

Но на достигнутом коллектив кинопроизводителей не останавливался. Уже в июне 1923 года режиссер Калабухов снял полнометражный документальный фильм "Дальний Восток" - на самом деле он был посвящен Приморью и Владивостоку. А в июле 1930-го Владивостокская кинофабрика создала свой первый полнометражный художественный фильм - "По ту сторону", по одноименному роману Виктора Кина. Картина, правда, получилась слабоватая.

На следующий год в город прибыла киногруппа Совкино во главе с режиссером Литвиновым для создания фильма о китайских эмигрантах. Но главное - впервые отечественную кинокартину снимали на цветную пленку! Это вам не кисточка Эйзенштейна и красный флажок на мачте "Потемкина"...

В октябре 1933 года во Владивосток приехали Александр Фадеев и Александр Довженко. В партийных верхах было принято решение снять фильм по роману "Разгром". Но работа не состоялась, так как многие участники описываемых событий были еще живы. Они обвинили экс-партизана, ставшего писателем, во лжи и клевете. Фадеев тогда еще не был генеральным секретарем Союза писателей, рты никому заткнуть не мог, и потому от съемок отказались. Потом, правда, по его сценариям начали-таки делать кинокартины, насквозь пропитанные ложью... А Довженко был в восторге от Владивостока и планов его генеральной перестройки. Он даже назвал этот будущий город Аэроградом и пообещал снять о нем фильм.

Более продуктивным оказался приезд сюда в августе 1936-го кинорежиссеров Васильевых, создателей знаменитого "Чапаева". Их фильм "Волочаевские дни" вышел на экраны уже в 1937 году.

И Штирлиц тут свой след оставил

Но не только на односерийные революционные агитки вдохновлял мастеров наш город. Однажды он стал началом долгой экранной жизни киногероя, которой в этом году исполнится 35 лет. Речь, конечно же, о фильме по роману Юлиана Семенова "Пароль не нужен". Годы спустя чекист Максим Исаев превратится в штандартенфюрера Макса фон Штирлица, но свой первый шаг к кинославе он сделал во Владивостоке, на Светланской.

А сколько труда пришлось приложить постановочной части, чтобы современный город не лез своей нахальной мордой в славное владивостокское прошлое! К счастью, тогда центральную улицу не успели еще испохабить, только поставили один памятник и исковеркали два.

Было большой удачей, что в 1966 году участок Светланской (Ленинской), между улицами Китайской (Океанским проспектом) и Суйфунской (Уборевича), сохранился в неприкосновенности. Даже брусчатая мостовая осталась прежней. Единственное, что изменилось, - трамвайная колея. В 1922-м она была более узкой. Балконы и другие неточности на фасадах прикрыли флагами стран-интервентов и триколорами царской России. На этом участке снимали эпизод "Похороны подпольщика".

По замыслу белогвардейской контрразведки и автора романа, вся подпольная организация во главе с руководителями на похороны просто должна была явиться. Пойдут провожать покойного на кладбище, тут бы их и сцапали. Но не вышло: по Светланской погребальную колесницу тащила четверка лошадей, за ней оркестрик - и все. У магазина Кунста и Альберса лишь толпа любопытных. Снимали только нечетную сторону улицы, так как на четной уже построили современный дом.

По роману, хоронили подпольщика на Покровском кладбище. Но там уже давно действовал Парк культуры и отдыха. Зато сохранились чугунные ворота на колесиках. Их взяли крупным планом и... перенесли съемки на мемориальный участок Морского кладбища.

Много трудностей доставила съемка последних эпизодов - "Эмиграции". Все причалы в бухте были или заставлены портовыми кранами (в те годы погрузку вели крючники), или застроены современными зданиями. Подошел лишь один участок - 33-й причал. Боевые корабли ТОФ отогнали в сторонку, и к причалу встал пароход с громадной дымовой трубой. Хорошо вписался в общий план и сохранившийся поблизости дом управления коммерческим портом.

Роль парохода, последнего прибежища проклятой буржуазии, пришлось исполнять почтенному ветерану - плавбазе "Алеут". Старичок не подкачал. Густо дымя трубой, он прошелся по бухте - раз, другой, третий. Снимались разные планы и дубли. Так начал свой кинотелемарафон разведчик Исаев - Юстас - Штирлиц.

Вперёд, в прошлое...

Вообще, фильмов во Владивостоке и о Владивостоке в советские годы снималось много. Иногда это приносило даже пользу его населению. Раньше в самом начале улицы Снеговой жители долго взбирались на сопку по тропинке. А в 1970 году в городе стали снимать фильм "Внимание, цунами". По ходу действия его герои, островитяне, спасаются от гигантской волны на специальных лестницах на склоне сопки. В жизни так оно и бывает. Для съемок лестницу построили как раз на Снеговой. Фильм, на мой взгляд, получился средний, зато польза от оставшейся после него лестницы несомненная. Пустячок, а приятно.

В кинокартине "И на Тихом океане" сохранился вид участка Алеутской, еще не изувеченного никакой перестройкой. У поклонников прежнего Владивостока в будущем найдется немало поводов для ностальгии.

Проблески старого, дореволюционного и времен интервенции, города встречаются и в других советских кинокартинах, как правило, посвященных событиям и гражданской войны, и партизанскому движению. "Владивосток, год 1918", например.

Кто из старых горожан не вспомнит с грустной улыбкой милый и наивный (как, впрочем, и все в то время) фильм "Поезд идет на восток" и песню из этого фильма? Скольких она заманила на тихоокеанские берега! Тогда мы были молоды, романтичны, не ленивы, любопытны, и наш состав тащил пыхтящий паровоз. А мы дружно пели, сидя на плацкартных полках:

Пусть летит до океана песня друзей. Поезд идет все быстрей!

Вот он нас и привез.

Поделиться:

Наверх