68,23 ↓ 100 JPY
11,52 ↓ 10 CNY
74,58 ↓ USD
66,31 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 5 м/c
07 мая
Пятница

Общество

Cherchez la femme

Русская художница из Парижа занимается видеоинсталляцией, преподаёт в Сорбонне и пытается примирить Восток с Западом

Неугомонные французы во всех происходящих переменах видели руку прекрасной половины человечества. "Ищите женщину!" - говорили они. Независимую, духовно сильную, с ярко выраженным стремлением к прекрасному - такая способна сквозь призму законов красоты повлиять на мир, раздвинуть его рамки и сломать стереотипы

Кажется, мы нашли такую! Ольга Киселева - русская француженка, художница с мировым именем, вот уже около 10 лет живет в Париже. Ольга убеждена, что современное искусство может повлиять даже на политику: нынешние художники исследуют мир, вычленяют проблемы и пытаются предложить их решение.

Вооружившись видеокамерой и фотоаппаратом, художница побывала во многих странах и везде находила материал для своих творческих проектов. А в свободное от эстетических исканий время русская француженка читает лекции студентам легендарной Сорбонны.

Лучше через дверь, чем в окно

Во владивостокской арт-галерее "Арка" Ольга Киселева провела свой необычный вернисаж (до этого художницу встречали в Москве, Ижевске и Нижнем Новгороде). Видеоинсталляция Doors рассчитана именно на российского зрителя, неслучайно ведь мыслители и философы всегда считали Россию пограничной областью, где пересекаются миры Востока и Запада, именно здесь можно понять, постичь и примирить эти разные полюсы культуры.

Сегодня многие творческие люди решают идти по проторенной дорожке, предпочитая вписываться в уже существующие в искусстве течения, с западными схемами мышления. Ольга Киселева искала иного: одной из первых в мире она приоткрыла новую "дверь", начав использовать творческий метод интерактивных медиаинсталляций, благодаря чему и приобрела известность. Медиаинсталляции становятся модным жанром прежде всего потому, что позволяют показывать, как меняется человеческое мышление. По мнению Ольги, нынешнему зрителю гораздо ближе и понятнее видеоэкран, нежели раскрашенные маслом полотна.

...Казалось, огромное белое полотно повисло в воздухе. С обеих сторон сенсорного экрана мелькали отснятые на видео картины, в рискованной близости теснились совершенно полярные культурные пространства, Восток и Запад: вот мирно беседуют талибы - не посреди военного Кандагара, а в тихом дворике афганской деревни, вокруг бегают дети. Напротив деловые чиновники с портфелями пересекают вестибюль Европейского парламента в Страсбурге. В жанре медиаискусства возможны любые сближения и параллели!

Дверь из одного мира в другой открывает сам зритель, попадающий в луч света прожектора. И тогда происходит невероятное: миры соединяются, и вот уже талибы пьют чай в здании парламента или французы без страха прогуливаются рядом с афганцами. Экран снова и снова пробивается множеством теней зрителей, создавая необычные двери, которые становятся единственным средством коммуникации между мирами.

Войну миров можно остановить

В изобразительном искусстве тема взаимоотношений западных держав и стран так называемого третьего мира всегда старательно замалчивалась, но после терактов в Америке к ней обратились миллионы творцов. Именно после трагических событий 11 сентября 2001 года родилась идея Doors. В то время Ольга отправилась в Индию, чтобы совместно с Делийским университетом осуществить один из проектов: одновременно в Центре современного искусства Дели и в Париже проходила выставка, обе стороны "моста" связывались друг с другом по скоростному интернету, а музыканты, находящиеся, можно сказать, в разных концах света, вместе исполняли джаз с индийскими национальными мотивами. Причем без предварительных репетиций!

Ольгу в тот же день пригласили на свадьбу в афганской деревне на границе с Пакистаном. Именно там художница случайно засняла на видеокамеру мирно беседующих талибов. Страха не было. Зрелище казалось по-восточному умиротворяющим и красивым - Ольга даже подумала, что эти мужчины, наверное, читают стихи Омара Хайяма...

Маргиналы от искусства?

Переехав в Париж в 1999 году, художница испытала некоторый шок, столкнувшись со странностями западного менталитета. Если в России с давних времен сохранилось уважение к интеллигенции, своего рода гордость за представителей творческих профессий, то в Европе все обстоит несколько иначе. Здесь считается, что люди избирают весьма нелегкий путь художника из-за того, что... не смогли вписаться в нормальное общество - стать юристом, врачом или инженером. Словом, добиться успеха в профессиях, подразумевающих нормальный заработок, вполне понятную и определенную деятельность, каждодневный поход в офис. Ольга преподает современное искусство в самом престижном французском университете и говорит, что ее одаренные студенты, приехавшие изо всех стран мира, чувствуют себя скорей маргиналами, но уж никак не культурной элитой общества...

Увидеть Париж и умереть!

Оказаться в Париже! Ради этой заветной мечты русские девушки идут на любые жертвы. Ольга Киселева несколько лет живет в столице моды, любви и красоты. Говорит, что это город - галлюциноген, шутник и любитель парадоксов. Непредсказуема и русская душа, попадающая туда.

Европейские туристы всегда посмеиваются: мол, парижанам можно позавидовать во многих отношениях, кроме того, что они оказываются лишенными праздника встречи с Парижа. У человека, попадающего в эту Мекку космополитов впервые, от массы впечатлений и их оттенков что-то неуловимо меняется в восприятии: появляется особая сверхчувствительность, желание видеть и наслаждаться, улыбаться, открыться всему новому. Как побочные эффекты - смех без причины, частая смена настроений и настоящее, чистое без примесей, ощущение счастья. Да что там - восторга!

Однако, оказавшись на земле Гюго, Ренуара и роскошного "короля-солнца" Людовика XIV, Ольга не ощутила ничего подобного. Париж ее разочаровал. Казалось невозможным, что по широким проспектам мегаполиса когда-то шагали, позвякивая шпагами, Атос, Портос и Арамис... Мимо небоскребов и модернизированных спальных кварталов мчались машины и растекались потоки людей, озабоченных проблемой выживания. И поневоле создавалось ощущение огромной экзистенциальной бессмысленности этого города. Лишь спустя какое-то время художница с наслаждением вдохнула воздух свободы и безмятежности, полюбив и маленькие кафешки, где играет джаз, и прозрачную дымку готических соборов.

Француженки всегда истерички?

"Настоящая француженка", - подумала я, когда увидела эту изящную красивую женщину. А Ольга в ответ только удивленно вскинула брови - француженкой она себя не считала никогда.

Сегодня Париж бурлит от феминистских идеалов: все больше женщин возглавляет крупные бизнес-корпорации, редакции журналов или решает серьезные политические вопросы. Раскрепощенные красотки предпочитают унисекс в одежде и короткую стрижку, макияж здесь считается вульгарным и неприличным. Воспетые поэтами утонченность и шарм французских женщин сменились мужественностью борцов за равноправие. Настоящая француженка слишком независима и не может обойтись без трех вещей - истерик, хороших духов и... моды, тенденциям которой, правда, здешние женщины следуют как-то незаметно, принимая новинки маленькими порциями.

Ольге ближе гармония и мудрость Востока, которые - в сочетании с российской душевностью и ненавязчивой простотой - придают ей необыкновенное обаяние, то самое - с блеском духовности и интеллекта в глазах. С другой стороны, расплывается, исчезает чувство национальной принадлежности, когда работаешь в разных странах мира, а дома бываешь не больше четырех месяцев в году. Она устает и очень скучает по своим сыновьям - Максиму и Боре. Кстати, если 12-летний Максим любит все французское, то младший считает себя русским: именно с его появлением в семье стали каждый день говорить по-русски.

Даже на отдыхе, что случается не так часто, как хотелось бы, Ольгу посещают интересные мысли и идеи. Приехав во Владивосток, она на следующий же день отправилась к морю, конечно, прихватив с собой цифровой фотоаппарат. И возможно, после возвращения художницы в Париж французы увидят новую инсталляцию - с пеной приморских волн и загорающими владивостокцами.

Ольга Киселева родилась в Санкт-Петербурге. После окончания Художественно-промышленной академии им. Штиглица и Парижской высшей школы пластических искусств она долгое время работала в США над созданием нового графического языка в современном искусстве, а затем по результатам исследований защитила в 1996 году диссертацию в университете Сорбонна, где и преподает по сей день. Произведения Ольги Киселевой хранятся в фондах известных музеев Франции, Америки и России.

Татьяна Шугайло

Поделиться:

Наверх