67,72 ↓ 100 JPY
11,50 ↓ 10 CNY
74,00 ↓ USD
65,60 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+19° ветер 4 м/c
16 мая
Воскресенье

Общество

Честь и отвага - цвета адмиральского флага

Имена многих российских флотоводцев незаслуженно забыты. Сегодня "Н" хотят восполнить этот пробел и рассказать вам о вице-адмирале Михаиле Коронатовиче Бахиреве

Гардемарин, вперёд!

Что знают о нем приморцы? Скорее всего немного. Разве что скала Бахирева в бухте Находка вызывает вопросы особо любознательных. А между тем судьба адмирала - российского офицера и патриота, как говорили в старину, - достойна романа.

Родился Бахирев 17 июля 1868 года в семье отставного сотника войска Донского, избранного казаками мировым судьей. В 16 лет по реестру войскового правления Михаил был направлен в Морское училище. В сентябре 1888-го за успехи в учебе свежеиспеченному гардемарину вручили мичманские погоны и премию имени адмирала Нахимова (250 рублей). По тем временам это были огромные деньги!

И хотя назначение мичман получил в 1-й флотский Его Императорского Высочества Константина Николаевича экипаж (как окончивший училище с отличием), все же попросил направить его на корвет "Скобелев", занимавшийся зимними перевозками у Аландских островов. Новичка сразу назначили вахтенным начальником.

...Старый корвет знавал лучшие дни. Спущенный на воду в 1861-м, он получил при крещении имя "Витязь", принимал участие в новогвинейских экспедициях Миклухо-Маклая (имя корабля сейчас носят остров и пролив в Новогвинейском море). Позднее на борт корвета поднялись члены экспедиции, занимавшиеся описанием русского тихоокеанского побережья. Именно разговоры с моряками, побывавшими на Тихом океане, пробудили интерес молодого Бахирева к далекой окраине России.

Твёрд и надёжен, как скала

В мае 1889 года мичмана Бахирева по его рапорту перевели в Сибирский флотский экипаж, и на пароходе "Доброфлота" он благополучно прибыл во Владивосток. В феврале 1890-го его назначили вахтенным начальником канонерской лодки "Бобр". Летом того же года экипаж занимался описанием бухты Находка и залива Америка.

Министерство государственных имуществ не теряло надежды заселить долину реки Сучан, несмотря на то что первый опыт с выходцами из Финляндии окончился неудачей. Михаил Коронатович руководил тогда отдельной съемочной партией, которая обнаружила и точно нанесла на карту скалу, представлявшую серьезную опасность для моряков. Офицеры канонерской лодки единогласно решили дать ей имя первооткрывателя. Так на морской карте появилась скала Бахирева.

В конце 1890 года Михаила Бахирева перевели штурманским офицером на канонерскую лодку "Манджур", находившуюся (в качестве стационера) в Шанхае. В апреле 1891-го она вместе с другими кораблями Сибирской флотилии сопровождала цесаревича Николая в его плавании по рекам Китая и портам Японии - до самого Владивостока.

В июне лодку вернули во Владивосток и после небольшого ремонта отправили на охрану котиковых лежбищ на Командорских островах. Курс корабля прокладывал уже старший штурман Михаил Бахирев. Его познания в морском деле получили высокую оценку не только сослуживцев, но и командования. В декабре 1894-го, по представлению командующего флотилией, мичман Бахирев был произведен в лейтенанты, а в апреле 1896-го, по Корпусу флотских штурманов, зачислен штурманским офицером 1-го разряда.

На войне как на войне

Но Михаил Коронатович понимал, что его подготовка как боевого офицера явно недостаточна. Ведь все 10 лет, проведенных на Тихом океане, он был мирным штурманом и гидрографом. Поэтому в 1898 году лейтенант подал рапорт о зачислении в офицерский класс при Николаевской Морской академии. Через полтора года штурманский офицер новой канонерской лодки "Гиляк" уже участвовал в защите европейских кварталов Тяньцзиня от китайцев - участников восстания ихэтуаней - и штурме фортов Таку.

За проявленный героизм лейтенант Бахирев был награжден орденом святого Георгия 4-й степени и произведен в капитаны II ранга. После разгрома повстанцев вся Тихоокеанская эскадра перешла в новую базу - Порт-Артур. Но Квантунский полуостров оказался прибежищем бывших повстанцев, ставших обыкновенными хунхузами. По предложению Бахирева, в порту вооружили ледокольный пароход "Силач", командиром которого он и стал. Приняв на борт пограничников полковника Бутова, "Силач" патрулировал морское побережье.

Малая осадка (всего 1,2 метра) позволяла пароходу войти в любую бухту, а скошенный ледокольный нос позволял почти что вылезать на берег (десанту пограничников удавалось сойти на землю, даже не замочив ног). Но они вовсе не были неженками, эти неутомимые русские. Вскоре большинство банд хунхузов было разгромлено.

Герой русско-японской

В марте 1904-го капитана "Силача" перевели на контрминоносец "Смелый". Корабль нес дежурную службу на входе в бухту, участвовал в рейдерских поисках судов с контрабандным грузом. В ночь на 31 марта "Смелый" первым атаковал японские миноносцы, которые прикрывали пробиравшиеся к бухте брандеры. Последняя попытка адмирала Того закупорить русскую эскадру в бухте была сорвана.

Во время блокады Порт-Артура Бахирев на своем миноносце неоднократно прорывался в китайский порт Чифу, доставляя секретные донесения из Владивостока и приказы начальнику крепости и командующему флотом адмиралу Алексееву. За эти опасные рейсы капитан "Смелого" был награжден орденом святого Станислава 2-й степени с мечами, которые добавляются к орденам только за участие в боевых действиях. Потом Бахирев был назначен командиром отряда контрминоносцев. В декабре 1904-го капитан II ранга на своем миноносце во главе отряда в последний раз прорвал морскую блокаду, спасая знамена частей павшей крепости и Георгиевские трубы, которыми были награждены некоторые полки гарнизона.

Свои корабли Михаил Коронатович повел не в китайский порт Чифу, где его могла бы захватить японская эскадра (с китайским нейтралитетом адмирал Того не особенно считался), а в порт Циндао, находящийся южнее и являющийся собственностью Германии - союзницы России в этой войне. Отряд благополучно дошел да цели, а русские моряки избежали японского плена. За этот прорыв Михаил Бахирев был награжден золотым Георгиевским оружием - саблей с надписью на рукоятке "За храбрость".

Создать флотилию заново

После окончания войны Бахирев спокойно привел свои миноносцы в родной порт, усилив тем самым Владивостокскую эскадру. 11 апреля 1906 года его назначили командующим флотилией рек Амурского бассейна. Впервые у России появилась граница с Японией, которая пролегла по Амуру, Уссури, Сунгаче и Тумангану.

Речную флотилию пришлось создавать заново, но в 1907-м пограничные реки уже надежно охранялись российскими кораблями. Петербург оценил заслуги Бахирева при обороне Порт-Артура, в создании флотилии, и на его груди появился орден святой Анны 2-й степени с мечами. В 1907 году Михаил Коронатович навсегда покинул Дальний Восток, и его дальнейшая служба проходила на Балтике...

Первая мировая

В ноябре 1910 года капитан I ранга Бахирев был назначен командиром 5-го дивизиона контрминоносцев, а через год стал капитаном крейсера "Рюрик". Над кораблем развевался флаг командующего морскими силами Балтийского моря вице-адмирала Николая Оттовича Эссена, знавшего Михаила Коронатовича еще по Порт-Артуру.

Построенный на верфях Виккерса крейсер выглядел достойным представителем возрождавшегося русского флота. С началом военных действий Эссен настоял, чтобы произведенный в чин контр-адмирала Бахирев возглавил 1-й крейсерский отряд. Уже за первые удачные операции крейсеров в конце 1914 года он получил в дополнение к ордену святого равноапостольского князя Владимира, которым был награжден ранее, мечи - это соответствовало новому награждению.

В августе 1915-го крейсерский отряд успешно противостоял германским кораблям, пытавшимся прорваться в Ирбенский пролив. За первый Моонзундский бой Михаил Коронатович был награжден орденом святого Станислава 1-й степени с мечами. А в декабре Бахирева назначили командиром 1-й бригады линейных кораблей Балтийского флота. Его линкорам приходилось прикрывать огнем крейсера и эсминцы, противостоявшие попыткам немцев вновь протралить пролив.

В декабре 1916 года Бахирева произвели в вице-адмиралы, наградили орденом святой Анны 1-й степени с мечами и назначили начальником Морских сил Рижского залива. А 4 октября 1917-го германское командование выдвинуло против русских кораблей в Ирбенский пролив такой же сборный отряд "флота открытого моря". Но немецкие линкоры по дальнобойности на целую милю превосходили русские. Именно в этом бою по приказу вице-адмирала Бахирева броненосцы прямо в заливе заполнили водой отсеки одного борта. Стволы наших орудий приобрели больший угол возвышения, и их снаряды точно накрывали германские корабли, оставаясь недоступными для противника.

России он стал не нужен

Это была последняя попытка немецкого флота с боем прорваться к центральной минной позиции, защищавшей Кронштадт и Петроград. Но в ноябре 1917-го власть в столице перешла к большевикам, а на флоте - к Центральному комитету Балтийского флота (Центробалту), в котором хозяйничали анархисты.

18 января 1918 года постановлением Центробалта вице-адмирал Бахирев был уволен "без права на получение пенсии". Два года Михаил Коронатович служил помощником архивариуса Морской исторической комиссии, подшивал документы, а в свободное время готовил рукопись о боях в Рижском заливе.

В 1919-м по России прокатилась волна красного террора. Расстреливали просто за принадлежность к "бывшим". Герой трех войн Михаил Коронатович Бахирев был расстрелян по приговору коллегии Петроградской чрезвычайной комиссии по подозрению в принадлежности к контрреволюционному "Национальному центру". Место его захоронения неизвестно...

Юрий Филатов

Поделиться:

Наверх