68,08 ↓ 100 JPY
11,49 ↓ 10 CNY
74,04 ↓ USD
65,83 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+10° ветер 6 м/c
13 мая
Четверг

Общество

Остановить самурая может только самурай

В День рождения Владивостока под грозные выкрики обнажались японские клинки. На фестивале боевых искусств россиянам было чему поучиться! И не только безупречной технике движений, но и вежливости, благородству и удивительному внутреннему равновесию.

Мастера Востока приехали к нам на Первый фестиваль боевых искусств. Целых три дня гости из Японии проводили семинары, читали лекции, а 2 июля в спорткомплексе "Олимпиец" прошли показательные выступления и товарищеские встречи.

Японцы побили всех

В зале "Олимпийца" восторженные владивостокцы брали автографы у знаменитых мастеров. Первым выступал главный тренер секции иаидо университета Токаи - Норио Фуруити. За последние 10 лет он, обладатель седьмого дана, объездил всю Европу, проводил мастер-классы на Ближнем и Среднем Востоке. Свистел воздух, и летели щепки - мастер плавно проделывал традиционные упражнения ката или лихо разрубал деревянные тренажеры.

Следующими появились девушки с огромными алебардами. Японки синхронно делали выпады, легко обращаясь с грозным оружием. Искусству владения двухметровой алебардой, нагината-дзюцу, женщина сословия воинов обучалась почти с пеленок и в случае опасности могла самостоятельно защитить себя и своих детей. Каждая дочь самурая, выходя замуж, получала в виде своеобразного приданого набор подобных алебард.

Об этом древнем традиционно женском искусстве в Приморье никто и не слыхал. Девушки свои доспехи и амуницию, необходимую для занятий нагината-дзюцу, подарили студентам ДВГУ, чтобы вернуться через год и померяться силами с владивостокскими спортсменками.

Далее на татами ступил главный тренер сборной Всеяпонской федерации каратэ-до Тосиаки Маэда. А известный мастер айкидо Хаято Осава демонстрировал броски и болевые захваты весьма распространенного сегодня и самого молодого искусства мира.

Вот что значит кэндо по-русски!

В рамках фестиваля проходили товарищеские встречи по кэндо между приморскими и японскими студентами. Зазвучал гонг, и, набирая полные легкие воздуха, фехтовальщики с диким криком ринулись в бой, яростно размахивая деревянными мечами синай. Но вот поединок завершен, бойцы снимают защитные маски и благодарят друг друга... Как отметил Минору Макита (восьмой дан), профессор, руководитель секции кэндо Международного университета боевых искусств, японские мастера всегда считали, что этот вид боевых искусств на Дальнем Востоке менее развит, нежели в центре России.

Однако, как оказалось, владивостокцы опережают даже москвичей. Борис Мишин, председатель правления Спортивного общества любителей кэндо и официальный представитель Российской федерации кэндо по ДФО, согласился, что уровень мастерства приморских бойцов за последнее время значительно вырос.

Владивостокцы противостояли настоящим профессионалам, ведь в Японии искусство кэндо постигают с самого раннего детства. Каждый японский фехтовальщик, студент отделения кэндо, обладает солидным уровнем подготовки (не меньше третьего дана)! Схватки с японскими бойцами для россиян - всегда серьезное испытание. Но на этот раз приморские атлеты сражались с гостями практически на равных. Отличился Андрей Харченко. Это был, пожалуй, самый зрелищный поединок: за считанные минуты 12-летний мальчик одолел 20-летнего студента! Вообще-то, здесь совершенно неважен возраст. До сих пор можно увидеть на тренировках кэндо пожилых джентльменов, небрежно наносящих неторопливые удары по головам юных чемпионов...

На Востоке не суетятся

В кэндо сравнительно мало чисто фехтовальных элементов - в европейском смысле слова. Как правило, боец, заняв исходную позицию, выжидает, когда у противника сдадут нервы и он откроется. Затем следует решающая серия ударов. Эта тактика, вероятно, воплотила в себе один из основных принципов дзэн-буддизма: "Недеяние". По словам Бориса Мишина, главное в поединке - избегать суеты, не растрачивать энергию и силу, а сосредоточившись, нанести точный и красивый удар по одной из нескольких разрешенных зон - голове, рукам, корпусу. Попадание по другим частям тела судьями не засчитывается.

Борис Мишин с 10 лет занимался боксом, каратэ, у-шу и фри-спаррингом, но именно в кэндо нашел глубинную философскую основу. "В боксе можно часа два-три молотить друг друга, - объясняет мне Борис Николаевич. - В кэндо иное: бамбуковый меч остер, если вы его коснетесь - все, бой закончен. Здесь необходимо предугадывать каждый шаг противника, опережать каждый его удар!"

История кэндо, или кэндзюцу, фехтования на мечах, началась примерно в 7-8 веке. Долгое время в обучении кэндзюцу использовался реальный боевой меч, затем стальной прут, и лишь в 17 веке мастера Тораниси Кансин и Оно Тадакэ стали использовать в учебных поединках доспехи - надевать шлем, забрало, нагрудник и защитные пластины на предплечья (для предотвращения частых травм). Лишь в 1750 году появился учебный меч синай в нынешнем его виде - плотно перевязанный в нескольких местах пучок бамбуковых полос длиной 96-99 см и весом 1,36 кг. Сегодня в Японии кэндо - один из самых популярных видов спорта, а также один из обязательных предметов в средних школах. Более того, фехтование на бамбуковых мечах с невероятной быстротой распространяется по всему миру, привлекая множество поклонников. Ежегодно проводятся чемпионаты мира и Европы по кэндо, а с 1998 года в них принимает участие и Российская федерация кэндо. В России и по всему миру фехтуют как парни, так и девушки. Они, говорят, коварнее и изобретательнее мужчин.

Татьяна Шугайло

Поделиться:

Наверх