67,72 ↓ 100 JPY
11,50 ↓ 10 CNY
74,00 ↓ USD
65,60 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+19° ветер 4 м/c
16 мая
Воскресенье

Общество

Сдержанный оптимизм Юрия Стройкова

От мнения этого человека во многом зависит, какое кино мы увидим нынешней осенью. Но у него, как правило, хорошее мнение. И главное - хороший вкус

Наш сегодняшний собеседник - известный всему Дальнему Востоку кинокритик, куратор кинопрограмм III Международного кинофестиваля стран АТР во Владивостоке "Меридианы Тихого" (Pacific Meridian). Именно Юрий Стройков отбирает фильмы, которые попадут в фестивальную программу, выступая в роли своеобразного "оформителя" этого кинофорума.

Любопытная деталь: сейчас вовсю идет-гудет XVII Московский международный кинофестиваль, и, по словам тамошних отборщиков фильмов, они просмотрели около 150 картин. На момент нашего разговора с Юрием Петровичем фестиваль "Меридианы Тихого" получил 121 фильм. И эта цифра - не окончательная, поскольку произведения кинематографистов всего Азиатско-Тихоокеанского региона будут приходить во Владивосток (по адресу Светланская, 49, где располагается дирекция Pacific Meridian) еще весь июль. Неужели обгоним Москву хотя бы по объему фестивальной программы? Возможно. Впрочем, Стройков со сдержанным и только ему присущим особым оптимизмом считает, что обгоним не только по количеству.

Меридианы ширятся

- Я сразу хочу порадовать всех, кому не безразлично искусство кино: география нашего фестиваля существенно расширилась. Например, свои фильмы нам прислали Чили и Вьетнам - страны, ранее не участвовавшие в Pacific Meridian. Вьетнам как кинематографическая держава сегодня в России вообще неизвестен. Может быть, только специалистам знакомо творчество режиссера Тран Ан Ханя, но... Этот замечательный вьетнамец уже много лет живет в Париже и во многом оторвался от национальной культурной традиции... И тут к нам приходит совершенно восхитительная вьетнамская кинолента - очень красочный фильм-сказка Bride of the Silence (условно это можно перевести как "Невеста безмолвия". - Прим авт.). Это яркая экранизация древней вьетнамской легенды, костюмированная, с экзотическими танцами, демонстрацией буйной тропической природы. Но интересно и другое: фильм сделан в основном на немецкие деньги, что говорит о некоторой интеграции культур - западной и восточной, а мы это на фестивале очень приветствуем.

Кстати, известие о том, что вьетнамское кино придет во Владивосток, с воодушевлением восприняли представители академических кругов. Совсем недавно в частной беседе известный специалист по Вьетнаму преподаватель ДВГУ Александр Соколовский сетовал на то, что вьетнамского кино нет в нашем городе. Но его нет и в России. И тут достигается еще одна цель "Меридианов Тихого": если студенты наших вузов будут смотреть фильмы тех стран, чью культуру они изучают, они узнают эту культуру не хуже, чем из учебников. Потому что это современная культура, ее сегодняшний день.

Чили со сгущёнкой

- Латиноамериканское государство Чили тоже было "белым пятном" на карте "Меридианов Тихого"...

- Да, было. Теперь нет. Чилийцы прислали нам фильм, который называется по имени главного героя, индейского подростка, - Machuka. Впрочем, фильм смело можно назвать историческим, поскольку через историю смуглого мальчика из племени арауканов показана история страны, один из самых драматичных ее моментов - переворот 10 сентября 1973 года, когда к власти в Чили пришел генерал Аугусто Пиночет. Кстати, и наш фестиваль начнет работу 10 сентября, но это случайное совпадение...

Фильм Machuka неоднозначно трактует переворот. Всенародно избранный президент Сальвадор Альенде довел страну до нищеты и разрухи... Впрочем, в СССР всегда, как вы помните, придерживались полярной точки зрения... И, хотя Пиночет сделал Чили страной экономически преуспевающей, рубить руки поэтам - неправильно. Но вот в фильме есть сцена, где Мачука, его белобрысый приятель и девчонка, в которую они влюблены, пьют, словно амброзию, концентрированное молоко из жестяных банок. И мальчишки под это дело целуют девочку...

- Какая-то сладкая, даже слащавая сцена...

- Вот именно! Но настолько искренняя, трогательная... А еще в "Мачуке" есть и идеология, и идейность, и общественная, скажем так, актуальность - это решается за счет выразительных эстетических средств. Которых зачастую не найдешь в современных фильмах арт-хаусных линий.

- Что, утомляет арт-хаус?

- Ничуть... Но если обратиться к сегодняшнему кинопроцессу - какие фильмы сейчас в фаворе в Берлине, в Каннах? Фильмы с идеологией, с четко определенной гражданской позицией. Достаточно вспомнить прошлогодний триумф "911 по Фаренгейту" Майкла Мура на Каннском фестивале. И "Мачука" как раз такой фильм. Впрочем, элементы арт-хауса и в нем присутствуют. Но! Это не кассовый фильм. В прокате он не пойдет. Никогда. Поэтому задача таких фестивалей, как Pacific Meridian, - показать зрителю картины, прокатная история которых сложится печально. Взять того же "последнего" Ким Ки Дука - в российском прокате у него не было бы будущего. Поэтому и нужен Pacific Meridian...

То же самое касается российского кино. К нам пришло очень много отечественных фильмов - от "полного метра" до анимационных короткометражек. И, конечно, первое, о чем хочется сказать, - "Солнце" Александра Сокурова, картина о жизни японского императора Хирохито. Да, фильм показывали по каналу "СТС", да, он выходил на видеокассетах и DVD, но он тоже не для масс. Зато он работает на нашу - фестивальную - идею. Ведь фестиваль будет в сентябре, а в этом же месяце будут проходить "Дни мира на Тихом океане", и, по слухам, ожидается визит в Приморье президента Путина.

Увы, есть у "киношного" Владивостока проблема - отсутствие камерных залов для демонстрации кино некассового, кино, не побоюсь этого слова, элитарного. Самый маленький приличный кинозал у нас - "Меридиан". Рассчитанный на 200 мест... Комментарии излишни.

Провокации и позитив

- Говоря о российских фильмах, нельзя не вспомнить о скандальной ленте Ильи Хржановского "4"...

- Да, он тоже попал к нам в программу предварительного просмотра. Это, я вам скажу... Нет, есть и более светлые впечатления, чем просмотр фильма по сценарию Владимира Сорокина - и не то что бы я предвзято относился к этому писателю - с изображениями полулесбийских оргий пожилых жительниц нижегородской деревни Шитилово, которых специально накачал водкой молодой режиссер, сын, кстати, известного мультипликатора Андрея Хржановского... Впрочем, что тут такого - и искусство требует жертв! Да и на завершившемся в Роттердаме кинофестивале независимого кино фильм "4" получил сразу две награды - "Золотой кактус" и Tiger Award. В Венеции он тоже был обласкан. И на "Кинотавре" получил приз за смелость. Но не об этом речь. Скажу лишь, что ощущения от "4" жесткие, похожее испытываешь разве что от фильма "Сало, или 120 дней Содома" Пьера-Паоло Пазолини. Кстати, с российским фильмом связан и политический скандал: один из героев "4", выдающий себя за сотрудника администрации президента РФ, рассказывает байки о том, что первая леди крепко "сидит на стакане", то есть много пьет. До сих пор эта провокационная картина не получила прокатного удостоверения...

- Это уже скучно... Бунт ради бунта, не так ли?

- Разумеется. Но смотреть эту "акцию протеста" местами просто тяжело.

Зато неплоха картина "Первые на Луне", снятая на Свердловской киностудии дебютантом Алексеем Федорченко. Мистификация. История посещения Луны советскими космонавтами в... 1938 году. Фильм стилизован под советские документальные кинохроники 1930-х годов и сделан весьма и весьма добротно. Неискушенный зритель, по-моему, и не догадается сразу, что это шутка.

- А есть позитивные эстетические открытия среди наших фильмов?

- Меня очень тронул "Пакостник", снятый замечательной девушкой Татьяной Деткиной в таких тургеневских тонах... Молодой человек Паша живет на чужой даче, ему нужно скоро съезжать, но вместо этого он влюбляется в жену хозяина и пытается сбежать с ней и двумя ее детьми. Удивительный фильм... Как бы ничего не происходит, но меня он задел своей простотой, ясностью. Милое черно-белое кино...

А Лукас экранизировал поэму

- Очень порадовал нас режиссер Лукас...

- Тот самый?

- Другой, но не менее одаренный режиссер из Австралии. И зовут его не Джордж, а Кевин. Он прислал нам свою совершенно уникальную работу под названием "Вдовец" (Widow). Это экранизация поэмы великого австралийского писателя Лесса Мюррея, которому одно время прочили Нобелевскую премию по литературе. И, хотя строки Мюррея перенесены на пленку без единого слова, в полной мере ощущаешь тонкий лиризм истории одинокого белого дровосека, похоронившего свою жену-аборигенку и не без труда налаживающего контакт с сыном. В фильме прекрасная музыка: какая-то потустороння виолончель, голос певца за кадром, неудержимо напоминающий Иэна Андерсона из "Джетро талл"... Одним словом, впечатление самое светлое.

- Какие страны прислали наибольшее количество картин?

- Россия, Корея, Мексика. Каждая представила более 20 картин. Не в пример тем же Штатам... И, разумеется, у нас не будет европейских фильмов, потому что мы азиатско-тихоокеанский фестиваль.

Хорошая цифра "три"

- Верно ли впечатление, что Третий Международный кинофестиваль "Меридианы Тихого" стал... больше, что ли?

- Абсолютно верно. Больше фильмов - больше стран. Уровень картин и в прошлом году был высокий. Но в этот раз у нас самые свежие фильмы, сделанные в основном в 2004-м и даже 2005 годах.

Скажем так: второй фестиваль был лучше первого по многим показателям. Третий должен быть лучше второго. И мне, вообще, нравится цифра "три"...

Андрей Вороной

Поделиться:

Наверх