65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 5 м/c
19 июня
Суббота

Общество

Каким членом сочиняет графоман?

Недавно в 33-м книжном магазине на Светланской листал я книгу "21 век - колонизатор Вселенной" местного автора Николая Иваненко. Собрание сочинений в стихах и прозе

Борис Лапузин, член Союза писателей России

Не стану останавливаться на посредственных рассказах на тему "я и все остальные" или на его, мягко говоря, вольном переложении Библии, но вот о высказываниях сего автора по поводу такого института православия, как монашество, промолчать не могу. Да и как промолчишь, если автор, ничего в этом смысле, вероятно, не соображающий, пытается читателям тиражированно навязать свою дурь, оскорбляющую не только подвижников веры Господней, принявших монашеский постриг, но и вообще оскорбляющую любого православного человека. Судите сами.

"Анализируя поступки людей в жизни, - пишет Иваненко, - я прихожу к выводу, что в монахи идут, или посвящают себя, или жертвуют собой не совсем здоровые люди, чаще всего недалекие, замкнутые в себе, самоотрешенные от общества, нормальная жизнь которых просто не устраивает" (стр. 115).

Ну да, прямо совсем уж "недалекие" - с точки зрения "далекого" Иваненко. Например, такие, как поэтесса Кузьмина-Караваева (мать Мария); талантливый хирург, спасший сотни жизней на войне, Войно-Ясенецкий (впоследствии архиепископ Симферопольский); духовный писатель, владыка Ростовской епархии митрополит Вениамин (Федченков); умница, патриот высокопросвещеннейший Иоанн (Снычев) - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; и многие, многие еще подобные им замечательные русские монахи, да тот же наш благородный архиепископ Владивостокский и Приморский преосвященный Вениамин.

Вот уж не знал выдающийся богослов, философ и ученый, стремившийся в монашество священник Павел Александрович Флоренский, что в начале 21 века найдется во Владивостоке автор, который чохом запишет и его в "недалекие" люди. И, конечно же, предположить не мог монах Троицкого монастыря былинный богатырь Пересвет, совершивший подвиг на Куликовом поле в поединке с Челубеем, что окажется в разряде "нездоровых" - по определению нашего сочинителя.

Глазам не веришь, читая некоторые "творческие открытия" новоявленного толкователя православия. И спрашиваешь себя: неужели и такое можно сегодня издавать? А как же правовые документы, регламентирующие отношение к верующим? Например, статья 5.26. Административного кодекса Российской Федерации, предусматривающая наказание за оскорбление религиозных чувств граждан.

"Монашество - это умственная крайность, так же, как и любые иные поступки человека, граничащие с крайними проявлениями ума" (стр. 116). "А ныне монахи вообще больше похожи на боевиков" (то есть? - Б.Л.). "Наша православная церковь сама перед Богом грешит... Да еще благословляет российских воинов на покорение Чечни..." (стр. 117). Ну и так далее.

Трудно не заметить и демонстрацию Иваненко своего "литературоведческого" разумения. Например, этот "специалист", вешая лапшу на уши читателям, называет романсом мадригал - чисто литературный жанр шуточной идиллической поэзии, который никак при всей композиторской изощренности романсом быть не может.

А главный ужас для нормального читателя - это все-таки язык, которым написана книга. Вот только один пример из многих бросающихся в глаза чуть ли не с каждой страницы: "Язык - небольшой член, но много делает" (стр. 140).

Да-а, надо быть только Николаем Иваненко и никем другим, чтобы так вот орган речи с членом перепутать! Впрочем, не будем далее предъявлять требования сочиняющему каким-то там членом - это материал больше для психиатра, чем для литературного критика.

Главный вопрос тут пора задать издателю - типографии "Дюма" с правами издательства, издавшей на превосходной бумаге в великолепном полиграфическом исполнении "шедевр" Николая Иваненко "21 век - колонизатор Вселенной": неужели, как говорится, деньги не пахнут настолько, что за деньги можно так вот глумиться над русским языком и художественной литературой?

К сожалению, ничуть не проявляют интереса к содержанию подобных шедевров и те, кто теперь ими торгует. Какие книги на продажу приносят авторы, о чем они, кто рекомендовал пропагандировать то, что написано в этих книгах, - книготорговцам без разницы. Для них то, что продается, - товар, не больше. В результате идет массированная дискредитация писательского дела, падение читательского интереса к книге вообще и, если по большому счету, разрушение культуры.

В нашем крае активно работает Приморское отделение Союза писателей России, есть краевые отделения Всероссийского общества любителей книги и общества охраны памятников и культуры. Вот бы создать из представителей всех этих общественных организаций, в том числе и библиотек и книжных магазинов, при том же управлении культуры Приморской краевой администрации соответствующий совет, наделив его полномочиями рекомендовать или не рекомендовать к продаже через книжные магазины изданные сочинения местных авторов. Присушиваться к таким рекомендациям или не прислушиваться - дело книготорговцев и издателей, но, думаю, могла бы быть польза от такого совета.

Поделиться:

Наверх