65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 8 м/c
15 июня
Вторник

Общество

В чём сила, брат?

Впервые на арене Владивостока заслуженные артисты России Юрий и Наталья Александровы. В их уникальных аттракционах под куполом цирка и на арене с медведями выступали Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев и Сергей Бодров-младший

Вы не видели заслуженных артистов Александровых и их дрессированных медведей? Неправда. Помните "Рождественские встречи" Аллы Пугачевой в цирке? Она там летала на трапеции и пела... Это вот это трапеции Юрия и Натальи Александровых, которые под "Миллион алых роз" исполняли свое легендарное "Воздушное адажио".

Так случилось, что за 23 года цирковой истории семьи Александровых во Владивостоке они впервые. Да и сейчас приехали во многом благодаря тому, что наш цирк делает первые самостоятельные - вне Росгосцирка - шаги, которые позволили команде Михаила Михаева выбирать и приглашать на арену краевого центра самых лучших и востребованных.

Деревня труду научит

У востребованных, кстати, распорядок дня тот еще! Репетиции семейного квартета начинаются в шесть утра, а последняя кормежка животных - поздно вечером.

Юрий: - К труду приучен с детства. Родился в деревне, родители - крестьяне, никакого отношения к цирку не имели. Рос в деревенски-провинциальном подмосковном Щелоково - между фабричной шпаной и детской комнатой милиции. Тогдашние Анискины, чтобы оттянуть пацанов от хулиганки, открыли в поселке цирковую студию. Ну, студией ее назвать трудно... Зато было где собраться, тренироваться - человек 15 резко стали артистами и даже подготовили целую программу.

Я, например, на голове стоял и на руках ходил. Мы, как агитбригада, ездили по всему району с концертами для колхозников. Первое отделение - русские народные бабки с гармонью и страданиями, второе - пацаны с цирком. Однажды (и кто только эту московскую газету в деревню завез?) мы узнали, что в Москве идет набор в Государственное цирковое училище.

Утром всей деревней, все 15 студийцев, поехали в столицу. Но поступил в детскую группу один я. С пятого класса каждый день тратил 5-6 часов на дорогу, поэтому иногда оставался ночевать в спортзале, на матах. В такие вечера до темноты бродил по Москве, таращился на иностранцев, небоскребы, троллейбусы... Учиться хотелось страшно: ну это же был просто другой мир! Манеж, история цирка, преподаватели - звезды советского искусства...

Номер у меня получился сразу - столкнулись с молдаванином Сашей Маковеем и сделали силовой аттракцион: акробатика, эквилибр. И уже на втором курсе - в девятом классе по-нынешнему - поехали на гастроли в программе великого клоуна Леонида Енгибарова. Потом нас распределили в программу "Молдавский цирк", потому что советский цирк, как и искусство вообще, был многонациональным. Ни к какой Молдавии мы отношения не имели, жили и работали в Москве, ездили с гастролями по всей стране, пока Маковея не забрали в армию, а я не встретил дрессировщика Михаила Терентьевича Симонова.

Он единственный дрессировал коров!

Симонов - это был люкс! Он единственный в Союзе коров дрессировал, ну и медведей. Именно он преподал мне основы и азы зоопсихологии. Правда, и я был не лыком шит, деревенский же, с детства то коров пас, то на лошадях в ночное. Михаил Терентьевич мне однажды сказал: "На руках стоять - ума много не надо!" - и потихоньку, полегоньку стал приучать к дрессуре - при том, что моя душа к этому ремеслу, мягко говоря, не лежала.

- А к чему лежала?

- Мечтал сделать цирковую классику - то "Воздушное адажио", к которому мы потом пришли с Леной. Рвался за границу! К деньгам, славе, признанию. А Сашу Маковея тянуло в заслуженные артисты Молдавии: "Крепи мускул! Даешь гастрольный план! Чище жим! Глубже поклон!"

В армию я вслед за ним не попал чудом. Остался один, стал работать воздушный номер на трапеции. А в 1982 году на гастролях "молдаван" в Минске увидел Наташу среди девочек балета. Какой шаг! Какая спортивная подготовка! Мечта! Она согласилась попробоваться в работе под куполом...

Наталья: - В цирк я попала тоже случайно. Так, случайно, и работаю на десятках манежей мира уже больше 23 лет. Я была мастером спорта по художественной гимнастике, мечтала стать тренером, училась в Минском институте физкультуры... Как всем студентам, мне хотелось карманных денег, ну и пришла однажды по объявлению в цирковой балет. И так мне там понравилось, так понравилось...

А потом появился Юрий Алексеевич. Да я в жизни не могла представить, что буду работать под куполом! Когда он поднял меня туда на трапеции в первый раз, у меня руки были мокрые от страха. Потом освоилась.

Вот такая "бабья доля"

Детей рожала в перерывах между боями. Первая беременность - мы в США. Вторая, Вика, - мы несколько лет работаем в Германии. Там жалости и отпуска по сохранению, как в Союзе, не было! До 3,5 месяца беременности каждый день лезла под купол! Родила - и через месяц на манеж. По два-три выступления в день! А у меня двое киндеров: кормлю грудью - молоко пополам с потом, стираю пеленки между воздушным аттракционом и медведями, чуть выдастся свободная минута - бегу выгуливать малышей вокруг шапито.

- Не даром же работали, за деньги и славу...

- А что толку, если в первые годы Юрий Алексеевич все деньги на медвежье "Автородео" тратил?! Мы в Москве первые семь лет по квартирам скитались, в коммуналке жили. Но реквизит с мотоциклами для медведей покупали!

Юрий: - Да, наше "Воздушное адажио" быстро стало популярным, мы получили за него "Серебряного клоуна" в Монте-Карло. А у нас к тому времени уже автошоу с медведями на подходе было. Косолапые - это не только русская традиция дрессуры. Это очень понимающие, умные животные. Мой учитель Алексей Симонов даже называл их "северные обезьяны".

И звезда с звездою говорит

Хотя мой первый опыт дрессуры - еще у Симонова - это корова... Достал медведей, держал их тайком, репетировал украдкой, кормил на свои... Потом показал отдельные трюки Юрию Никулину. И с его добра мы с режиссером Майей Костюк сделали еще и медвежий аттракцион. Конечно, хай и ор стояли будь здоров! В СССР работали с медведями (национальная русская забава!) десятки дрессировщиков, многие с именами, историей, легендарными корнями. А я из деревни, акробат, пусть и лауреат Монте-Карло!

Но - вслед за "Адажио" - аттракцион "Автошоу с медведями" стал популярен, а вскоре, на излете перестройки, Иосиф Кобзон пригласил нас с мохнатыми на гастроли в Германию.

- Он-то в цирке каким боком?

- Познакомились мы давно - не раз вместе с эстрадными звездами выступали в концертах.

Наталья: - Например, у Аллы Пугачевой в программе "Пришла и говорю" - в Москве и Ленинграде. Потом в ее телеконцертах из цирка - помните такие в 1980-е годы? "Воздушное адажио" открывало ее представления, Леонтьев пел с нашим медвежьим аттракционом и уезжал с арены на той самой машине, которая работает в нашем номере уже двадцать лет (в том числе и на владивостокской арене). "Миллион алых роз" Пугачева пела на нашей трапеции, причем для Аллы мы даже делали специальную лонжу.

Юрий: - Получилось классно: режиссировали мы с Аллой, на арене - танцоры. Помните молодого Борю Моисеева и его девочек - трио "Экспрессия"? Они в черно-красном темные силы олицетворяют, мы под куполом - все в белом - светлые, Алла посередине на трапеции качается - и т-а-а-к поет...

Юрий: - А Кобзон - не только певец, но и бизнесмен! Была у него программа "Цирк Москва" - через нее нас на несколько лет вперед и ангажировали: немцы, французы, венгры, итальянцы, чехи, Голливуд.

Ностальгия - это серьёзно

Наталья: - Мы за бугром все русское лихолетье начала 1990-х пережили, читали газеты и иногда просто боялись возвращаться. Хотя жизнь на колесах даже на сытом западе - тоже не сахар. Вернулись насовсем уже в 1997 году: с наших советских паспортов вся таможня балдела - в России-то уже дважды документы меняли! Давайте, говорят, проблем создавать не будем ни себе, ни вам - возвращайтесь-ка в свою Германию!

- Зачем на родину вернулись-то?

- Не поверите: тоска заела! Да и дети выросли по чужим циркам и странам. Я однажды заметила, что шестилетний сын даже с нами общается на немецко-английско-русском жаргоне. Кочевать надоело. Съездила в Москву, купила наконец квартиру, потом собрали манатки, зверей, детей, реквизит, долги и вернулись. Теперь в загранку только на гастроли! А 1.01.2001-го - в первый день Миллениума - нам бог еще и третьего ребеночка послал, сына Сашу. Так что мы теперь навсегда местные!

Новые русские мишки

Юрий: - Обосновались в Большом московском цирке на проспекте Вернадского. Квартира - через дорогу! Медвежат новых сразу взяли, вырастили. Илья, Потап, Егор - три брата из одного помета бурой медведицы. Семь лет назад их принес нам охотник в коробке из-под обуви. Росли мишки у нас дома, в квартире. Представляете, выгуливаю в центре Москвы трех бурых медведей на собачьих поводках, а мимо правительственные мигалки! Все думали - мы чисто конкретно новые русские пацаны. А братаны то на деревья лезут, то в фонтан купаться - цирк да и только.

Зато мишки выросли среди людей, привыкли к ним, нет в них лишней агрессии. И вегетарианцами стали - капусту да хлеб трескают... Мы их потом по предложению Сергея Бодрова-младшего сняли в "Медвежьем поцелуе".

- И кто же из них превращался в младшего Бодрова?

- Да все. Зверь же там по фильму растет, разнокалиберные нужны стало быть. На съемках "Медвежьего поцелуя", кстати, родились идеи номеров с борьбой и армрестлингом. Животным сейчас семь лет - по медвежьим меркам, юность. Еще растут, на голову выше вымахают за два-три года.

- Кто-нибудь вообще-то победил вашего медведя?

- Нет, ни разу. В Сочи однажды была ничья: муха прилетела и села нашему Илье на нос, он отвлекся на нее - и борьба стала побоку. Но со второй попытки Илья того матросика завалил легко. Но друзья его так кричали, так аплодировали, так поддерживали земляка, что мы приз - ящик шампанского - поделили на двоих.

Год назад на Украине в воздушный аттракцион мы ввели своих старших детей - Олега и Вику. Номер стал романтичнее, эффектнее. Теперь дочка просит еще и свой номер дрессуры...

- Традиционный вопрос: как вам Владивосток и его зрители?

Юрий: - Мы с Наташей вместе на арене уже 23 года. Во Владивостоке на гастролях не были ни разу: вас чаще кормили "жвачкой", а мастера попадали на арену "исключительно проездом". Но, стоило руководству вашего цирка обрести немного самостоятельности, и Михаев пригласил сюда действительно классный состав, номера заслуженно международного уровня. И я надеюсь, звезды к вам теперь поедут косяком!

Василий Буслаев

Поделиться:

Наверх