65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+24° ветер 2 м/c
13 июня
Воскресенье

Общество

Народный Геракл

Главное - не быть злым и жадным, и вам станет посильной любая ноша, считает цирковой силач Фахриддин Ахназаров

Его силовой аттракцион поражает всех, заставляя ахать даже скупых на эмоции людей. Узбекский батыр легко - мизинцами! - десятки раз выжимает 50-килограммовые гири, ударом ладони вбивает гвозди в доску, а потом зубами выдирает их из дерева, его переезжает настоящий тяжеленный джип, а под занавес шоу "Звездного цирка Никулина" Ахназаров, зажав буксировочный трос зубами, легко утаскивает загруженный зрителями-пассажирами внедорожник с арены...

У тех, кто еще не видел подобной демонстрации силы и выносливости, остается всего две недели: гастроли московского цирка, в программе которого участвует и современный Геракл, продлятся во Владивостоке лишь до 9 мая.

Почти везде свой

Аттракционом Фахриддина Ахназарова "Геракл 21 века" мир восхищается уже больше десяти лет (силач в плотном графике, что называется, нарасхват, гастролирует по пяти континентам). Потрясают не столько сами уникальные трюки, сколько тот факт, что исполняет их не гороподобный Шварценеггер, а обычный улыбчивый кареглазый молодец чисто интернациональной внешности. В США, Турции, Японии, Индии, Австралии и Европе Ахназарова давно считают своим, и только российские менты уверенно вычисляют в узбекском циркаче "лицо азиатской национальности"...

Сам себе антрепренер

- В цирк меня привел старший брат, - улыбается Фахриддин, потирая ладони, на которых после представления все еще багровеют шрамы от гвоздей. - Привел, наверное, не совсем правильно - показал пример. А силу копил с детства: сначала папе-плотнику помогал дома строить, потом в спорт втянулся: дзюдо, тяжелая атлетика, акробатика... Семья у нас большая - одиннадцать детей. Однажды папа сказал: "Сынок, спорт - это хорошо, но это не профессия"...

В Ташкенте был такой "Цирк на сцене", там я два месяца работал в групповом акробатическом номере, но быстро понял: не мое. Не могу зависеть от заболевшего или запившего партнера... За это время подготовил аттракцион и в 15 лет вышел с ним на манеж. Так с тех пор один и держу зал... А с начала 1990-х вообще все сам: гастрольный план составляю, условия работы оговариваю, сам себе режиссер. Иногда работаю даже за меньшие деньги, зато там, где мне нравится. Потому что деньги - не главное, главное - жить без злобы и без обмана, по совести и народным, семейным, традициям: уважать старших, заботиться о младших, любить жену и детей...

С аттракционом меня отправили на репетиционный период в Москву - такое время было, никто не верил, что узбекский паренек самостоятельно смог подготовиться. Дали режиссера, много советовали: ах, зубами тащить машину неэстетично, ой, его машина переезжает - это не по-советски... Хотя на первых своих гастролях - молодой был, отчаянный - я и номера усложнял, рисковал. Так что публика сразу пошла на меня, а не на "народных артистов Советского Союза".

Титулы - это пустое

- Не любишь титулов?

- Не понимаю. Заслуженный, народный - значит, тебя народ знает и любит. Кого помнят, знают и любят? Отвечу: до сих пор - Никулина, Попова, Кио.

Кстати, у них раньше, у меня сейчас многое воруют: пишут номера на видео, потом более или менее удачно копируют. Для меня не принципиально - кто, что, как делает в силовом жанре. Лучше, хуже - понятия для меня условные. Идет зритель, смотрит, сопереживает, аплодирует - значит артист. Показателем мастерства считаю время работы на манеже. Дикуль, например, или мой брат - они профессионалы от Бога, им за пятьдесят, а они все еще на манеже...

Есть другие артисты, особенно на Западе: они годами репетируют рекордный номер, который показывают один раз - для прессы, для "Гиннесса", для рекламы. И все.

Еще одна категория артистов: десять минут улыбаются и кланяются, колбасятся в манеже с подтанцовкой, демонстрируют бицепсы и трицепсы, а потом за 20-30 секунд делают всего один номер.

Я так не могу, я работаю для народа, а значит - без обмана. И без переводчика - цирк не требует перевода, он интернационален, а мы, его артисты, посланцы мира.

Радости и разочарования

- Ты у нас впервые...

- Да, я в России нечасто выступаю. Иногда по полгода вообще не работаю. Потому что на гастролях за границей за три месяца даю триста представлений. Организм выматывается. А ведь в моем искусстве главное - не мышцы, а дух, настрой, умение мобилизовать внутренние резервы. Хотя восстанавливаюсь достаточно быстро - научился управлять телом, внутренними органами. Это главное. Не зря говорят, что управлять космическим аппаратом легче, чем своим телом.

- Зрители это ценят и аплодируют тебе очень эмоционально...

- Потому что я демонстрирую людям физические возможности нашего организма. Любого! Если на арену выйдет здоровый, как бык, великан и его переедет машина, зрители не сильно удивятся. А я обычный человек. Даже в Японии многие люди выше меня и понакачаннее.

Во Владивостоке я выхожу на арену трижды: в три приема демонстрирую несколько номеров, подобие некоторых из них здесь последний раз видели около десяти лет назад, когда в вашем цирке гастролировал мой брат Бахрон.

- Как тебе Владивосток?

- Я человек прямой, скажу откровенно: мне очень обидно за ваш город и его жителей. Много жил и работал рядом с вами, "за бугром": в Японии, Гонконге, Сингапуре. Со школы помню: у вас богатейшие земля, море, недра, у вас много того, чего нет во всем мире! А город - невзрачный. Прекрасный цирк ветшает, и ему не помогают ни государство, ни власть, ни бизнесмены. Зато люди вокруг чаще всего хорошие, во Владивостоке у меня после гастролей останутся настоящие друзья!

Фахриддин Ахназаров родился в 1973 году в Самарканде. Трехкратный чемпион Узбекской ССР по дзюдо. Цирковой путь начал с 15 лет - по стопам старшего брата, "железного Бахрона", как его вот уже несколько десятков лет называет мировая пресса. Все уникальные трюки ставил сам, при помощи легендарного рекордсмена мира по тяжелой атлетике и циркового мастера Григория Новака.

Василий Буслаев

Поделиться:

Наверх