65,26 ↓ 100 JPY
11,22 ↑ 10 CNY
71,83 ↑ USD
64,27 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+12° ветер 4 м/c
16 июня
Среда

Общество

Карьера начинается до школы?

Минобразования России собирается всерьез заняться предшкольным образованием детей

Впервые о предшкольной подготовке заговорили в конце прошлого года, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко представлял концепцию модернизации российского образования. Непонятный большинству населения термин "предшкольное образование" породил путаницу: некоторые считали, что речь идет о нулевом классе, кто-то уверял, что министр имел в виду дошкольное воспитание. Позже о том, что такое предшкольное образование, и как оно будет развиваться в России, подробно рассказал заместитель директора департамента государственной политики в образования МОН РФ Игорь Реморенко.

И что оно такое?

По словам Реморенко, предшкольное образование - термин, распространенный во всем мире. Но для российского уха словосочетание непривычно. Нашим традициям ближе другое: образование детей старшего дошкольного возраста.

В основном предшкольное образование осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детсадах. Совсем недавно получили широкое развитие так называемые группы кратковременного пребывания, работающие при школах или учреждениях дополнительного образования. По словам Игоря Реморенко, практика организации предшкольного образования существует даже при вузах.

Есть уже и качественные методики: например, "Радуга", "Дом радости", "Гармония", "Золотой ключик", некоторые программы, берущие за основу Монтессори-педагогику.

Но есть среди методик и такие, которые не только не идут на пользу детям, но и, по мнению психологов и педагогов, наносят воспитанию определенный вред. В некоторых детсадах, пытаясь опередить события, педагоги занимаются с детьми по программе начальной школы. Есть реальные программы подготовки к школе, которые учат ребятишек оперировать понятиями "оксокаэдр" или "додекаэдр"! И дошкольник, "натасканный" таким образом, даже если в 1-2 классе и демонстрирует всяческую успешность, уже с 3-го класса начинает заметно уступать своим сверстникам, прошедшим "правильную" подготовку.

А она, согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов, должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии ребенка. Например, на развитии мелкой моторики. Ведь недостаток этих навыков влечет за собой не только большие проблемы с письмом, но и трудности в формировании устной речи.

Пока что детские дошкольные учреждения самостоятельно выбирают программу обучения детей старшего дошкольного возраста. Однако из-за отсутствия единых правил подготовки, в начальную школу дети приходят с навыками чтения и счета, но при этом у 35-40 % из них не развита мелкая моторика, у 60 % - устная речь. 70 % первоклашек не умеют организовать свою работу. Поэтому и возникла необходимость создания рекомендаций по образованию таких детей.

Умников и умниц подготовим к школе

Уже к концу 2005-го проект "рекомендаций по выравниванию" будет готов. Благодаря их внедрению планируется к 2008 году охватить дошкольным образованием 70 % детей по всей стране. Сегодняшний показатель значительно ниже - 57,6 %.

Решение проблемы охвата детей дошкольным воспитанием имеет огромное значение, ведь от его уровня зависит успешность жизни ребенка. Предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности. По мнению экспертов, из-за неразвитого дошкольного образования экономика России недополучает 16-20 млрд рублей ежегодно.

- Существует такое понятие - синзитивный период, - говорит Игорь Реморенко. - Время, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, в будущем ребенок вряд ли будет успешен в карьере.

Каждый случай - индивидуальный

Однако в Минобразе прекрасно понимают: одними рекомендациями разработчикам методик обучения проблему с предшкольным образованием не решить. Его, в основном, получают в детских дошкольных учреждениях. Но далеко не у всех есть такая возможность. Предполагается, что состоятельные родители станут оплачивать услуги по содержанию ребенка полностью. А семьи с низким уровнем дохода будут получать субсидию, которая покроет недостаток средств из муниципального бюджета. Подобная схема в экспериментальном порядке уже отработана в Московской, Новгородской и Самарской областях.

Еще один момент, отмеченный в рекомендациях Минобраза. В будущем должна расширяться практика групп кратковременного пребывания, ведь не все родители могут или хотят отдавать своего ребенка в детский сад на полный день. Кроме того, такие группы удобнее для семьи и с экономической точки зрения - не нужно оплачивать организацию питания, прогулок и дневного сна дошколенка. В задачу министерства входит и усовершенствование системы повышения квалификации сотрудников дошкольных учреждений.

- В некоторых регионах существует практика, когда сотрудники детских садов повышают квалификацию в более успешных дошкольных учреждениях. Такой опыт кажется нам весьма ценным, - отмечает Реморенко. - Мы планируем подготовить рекомендации по развитию системы повышения квалификации.

Цена вопроса

Считается, что любое преобразование требует значительных финансовых вливаний. Что же касается развития системы предшкольного образования, то на составление рекомендаций для регионов, по словам Реморенко, потребуется не более 1 млн рублей. Естественно, что внедрение разработанных программ может потребовать дополнительных, но также незначительных расходов - с 2007 года около 3 млрд рублей из бюджетов регионов РФ.

Монтессори (Montessori) Мария, итальянский педагог. Окончила в 1896 Римский университет (она одна из первых женщин, получивших степень доктора медицины). Разработала оригинальную систему сенсорного развития детей в специальных дошкольных учреждениях (т.н. домах ребёнка, открывавшихся ею и её последователями) и начальной школе. В теоретических работах и практической деятельности проводила идеи свободного воспитания.

Даниил Володин

Поделиться:

Наверх