65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+20° ветер 1 м/c
19 июня
Суббота

Общество

Пусть я влюблён в музыку нежно…

Заниматься искусством может лишь тот, кто искренне верит, что способен изменить мир. И тогда он его действительно меняет

Невысокий, худенький, в широких спадающих джинсах, светлой рубашке и вязаной жилетке он стоит на сцене Пушкинского театра - серьезный и сосредоточенный. "Пройдет совсем немного времени,- думаю я,- и он преобразится. Внешне. Внутреннее же состояние останется прежним". Как же я заблуждалась!

Андрей Розендент перед концертом в рамках фестиваля классической музыки «Дальневосточная весна-2005» был смешлив, открыт и искренен. «Знаешь, что означает твоя фамилия?» «Понятия не имею. Но если рассуждать логически, то, разумеется, розовые зубы! Стоматологи - мои лучшие друзья!» Словно и не ему спустя несколько минут предстояло выйти на сцену, чтобы сыграть на скрипке сольные партии величайших композиторов мира…

Андрей Розендент - стипендиат Благотворительного Фонда имени Елены Рерих, фонда Владимира Спивакова, фонда Николая Петрова, фонда пропаганды музыкального творчества (Швейцария).

О несравненном музыкальном таланте Андрея говорит тот факт, что его дважды приглашали для участия в презентации скрипок из коллекции Махольда: легендарного инструмента Страдивари «Императрица России» и скрипки Гварнери «Леонардо да Винчи». Розендент - лауреат Международного конкурса в Таллинне (Эстония). Участник Международного фестиваля Владимира Спивакова во французском городе Кольмар.

Полтора года назад юный скрипач был удостоен приза Берлинского Салона в Санкт-Петербурге, а год назад участвовал в Международном фестивале Николая Петрова «Кремль музыкальный». В прошедшем же году Ассоциация пропаганды классической музыки выделила стипендию на обучение Андрея в Германии. Сейчас он живет и учится там, время от времени радуя истинных ценителей классической музыки великолепными концертами. В минувший вторник и жители Владивостока могли оценить его мастерство.

Терпеть не могу репетиции!

- Что, мешали мы тебе на репетиции своим присутствием?

- Вовсе нет! На репетициях я не думаю о людях, сидящих в зале. И вообще, я не люблю репетиции!

- Почему?

- Ну, не знаю… Может, потому, что не выкладываюсь? Так, играю в полруки… Хотя программу, которая будет звучать на предстоящем концерте, я знаю плохо. Не играю ее так, как Дмитрий Коган попросил…

- Страшно?

- Нет, не страшно. Скорей бы уж концерт. Играть хочется. По-настоящему!

Когда сбываются мамины мечты

- Ты впервые взял в руки скрипку достаточно поздно…

- Ага. Я родился седьмого сентября, поэтому и в общеобразовательную, и музыкальную школы пошел в восемь лет. Поздновато, конечно. Инициатором этой затеи была мама. Она очень любит музыку! И сама училась в музыкальной школе, но - по классу фортепиано. И вот училась она, училась… И лишь в седьмом классе услышала, как можно играть на скрипке. Она влюбилась в этот инструмент! Это было тяжело: оканчивая музыкальную школу, понять, что настоящая любовь - не фортепиано, а скрипка…

- И тебя осознанно отдала обучаться игре на скрипке?

- Да! Сказала: если не я, так пусть хоть дети мои… Мечта сбылась наполовину: моя старшая сестра, ей двадцать четыре года, все же играет на фортепиано. А я вот - скрипач.

- Тебе нравилось учиться?

- Естественно, сначала заставляли! Практически с палкой стояли над душой. А как иначе?

- Ну… Я знаю по крайней мере двух ныне известных музыкантов, которым в детстве нравилось учиться!

- Правда, что ли? Я не из таких… Мне почему-то кажется: если предложат выбрать одно из двух - заниматься музыкой или пойти играть в футбол - любой мальчик, даже самый-самый талантливый и феноменальный, выберет второе… Да по-другому просто быть не может! Музыка - это огромный труд, а человек уже в самом раннем возрасте приобретает привычку от труда отлынивать всеми правдами и неправдами! Это естественно. А потом все изменилось. Я влюбился… В музыку. Влюбился в скрипку.

- Это происходило постепенно или внезапно?

- Постепенно… Просто в один прекрасный момент пришло понимание: скрипка и я - неразделимы. И отступать уже поздно. Пожалуй, это произошло, когда я поехал на свой первый в жизни конкурс… Именно тогда осознал, что я - это скрипка, а скрипка - я, моя голова, мои руки. И без нее мне не прожить. Ну как, скажите, без части тела можно жить и наслаждаться жизнью? Мы срослись…

- Тревожно?

- Да. Поэтому как-то не нужно, да и не хочется все бросать. Такая вот физиологическая потребность.

И не надейся!

- Помнишь свой первый конкурс?

- Конечно! Мне было десять лет. И мне в тот момент было совсем не важно: победа - не победа, участие - не участие… Просто сознание того, что я еду на международный конкурс... Хотя все вокруг не переставали твердить: «Главное - не победа…» А сами просто оберегали детскую психику от возможных разочарований. Да что там от разочарований - от шока, если ничего не получишь или получишь, но не первую премию… Мой педагог говорила: «Даже и не надейся ни на что! Это ведь Эстония, там россиян не очень любят, а половина жюри - эстонцы!» Я и не надеялся. Просто сыграл. И завоевал первую премию. А вторую вообще никому не дали, было только две третьих.

- Это стало для тебя стимулом?

- Конечно же! И, главное, моя музыкальная жизнь сразу стала насыщенной какой-то, просто забурлила! Я поехал в Москву, фонд Спивакова пригласил меня на концерт в Малый зал. А до этого был конкурс имени Рериха…

Так вот, сам Спиваков пришел на концерт в Малый зал - послушать своих будущих стипендиатов. А по окончании концерта маэстро заглянул в артистическую, поздравил всех детей, пожал руки. Я, естественно, попросил автограф. Он расписался и… вручил мне замечательную французскую скрипку. У меня была немецкая, не очень старая, но разбитенькая. Не самая хорошая, попросту - дрова.

И вот он, зная, что я играю на "дровах", сделал мне такой подарок. Я был рад - безумно! Но на этом сюрпризы не закончились - он пригласил меня на Кольмарский фестиваль во Францию. Это было круто - стоять на сцене, где до меня играли звезды космической величины. Волнение было дикое. Хоть и говорят: чем лучше ты готов, тем меньше волнуешься.

Для чего люди творчеством занимаются

- Ты согласен, насчет волнения?

- В принципе, да. Потому что, когда ты все знаешь и все умеешь, что волноваться-то? Фишка в другом: как правило, почти никогда так не бывает. Всегда присутствуют какие-то… нестыковки. И большую роль играют разного рода случайности, которых вроде бы и не должно было быть, а они появились. Но это все так, закулисье…

А кроме волнения, была огромная радость. От аплодисментов, от восторженных глаз. Эта радость присутствует всякий раз, когда осознаёшь, что создаешь своими руками нечто - музыку. Вечное. Ведь музыка не улетает в пространство, она - летает, она наполняет все вокруг. И чем лучше музыкант выполняет свою… работу, да, можно, пожалуй, так сказать, тем прекраснее музыка вокруг нас. И мир - прекраснее. Ведь для чего люди занимаются творчеством в зрелом, сознательном возрасте?

- Зачем же?

- Они хотят изменить мир! Они искренне верят, что способны сделать это… А самое-самое главное, знаете, что?

- Что?

- Изменяют! Правда…

Досье «Н» 15-летний Андрей Розендент родился в Калининградской области. Скрипку впервые взял в руки восьмилетним. За прошедшие с тех пор семь лет многое изменилось. Из Калининграда он переехал в Москву, где два года обучался в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории. Актовый зал «музыкалки» Андрей сменил на лучшие концертные залы России, Украины, Эстонии, Польши, Швеции, Швейцарии, Испании, Германии. Сейчас он ведет активную концертную деятельность, выступая солистом в сопровождении лучших оркестров нашей страны и зарубежья.

Юлия Гусейнова

Поделиться:

Наверх