65,24 ↓ 100 JPY
11,17 ↓ 10 CNY
72,33 ↓ USD
63,86 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+20° ветер 3 м/c
25 июня
Пятница

Общество

Комедия в коротком хитоне

Театр ТОФ не побоялся осуществить постановку бессмертной "Лисистраты"

Еще бы: натуралистические шутки, откровения ниже пояса, моделирование естественных оправлений - все есть в комедиях бессмертного Аристофана.

Риск был. Да еще какой! И работа, которую над древним текстом проделал завлит Театра ТОФ Николай Пинчук, заслуживает признания не в меньшей степени, чем труд режиссера Станислава Мальцева или художника-постановщика спектакля Александра Арсененко.

Впрочем, "Лисистрата" ближе к нашим дням, чем кажется. "Урегулирование мирного процесса", которое затевает афинянка Лисистрата во время Пелопонесской войны, когда греческие полисы, возглавляемые с одной стороны демократическими Афинами, а с другой - олигархической Спартой, сцепились в братоубийственной усобице, тема - вечная. Если для современников Аристофана "Лисистрата" была предупреждением, то для нас она таит еще ряд иных смыслов. Однако о спектакле...

Главную роль, Лисистрату, играют Руслана Дедик и Юлия Белаш, что называется, "в очередь". Те, кто видел работу Белаш, - хвалили. Но мы были в "день" Русланы Дедик. И, глядя на ее Лисистрату, думаешь о том, что дальше неплохо бы ей сыграть и Медею, и Федру...

В свое время Руслана прославилась моноспектаклем по "Мамаше Кураж" Бертольда Брехта... Оба эти образа синонимичны. Правда, маркитанка Кураж терпит поражение. Проницательная и менее деловая Лисистрата, принесшая в жертву "основной инстинкт", выигрывает. Во всех смыслах. По наущению Лисистраты прекрасные эллинки отказали воинственным мужьям в интимной близости. В знак протеста против войны. Греческие мачо не устояли. И полегли. Но не на поле брани, а в объятия своих благоверных. Make love, not war! Интересно, как это по-древнегречески?

Нельзя не отметить в спектакле уверенную и профессиональную игру Евгения Паленого. Его роль самая комичная, похоже... Блепир - неуклюжий супруг пассионарной Лисистраты. Предстает он, бесспорно, в тяжелый период своей жизни. Во-первых, куда-то пропала любимая жена! И с ней все мужское платье! Лисистрата, переодевшись мужчиной, пошла с подругами в ареопаг - афинский парламент - голосовать за мир. В Древней Элладе, "колыбели демократии", процветало гендерное неравенство: женщинам нельзя было участвовать в общественной жизни... Во-вторых, Блепира изводит от расстройства кишечника. Выйти же "до ветра" сложно - одежды-то нет! Он тужится, прикрывшись пеплумом супруги. И тут - "спасибо" соседу Хремету (отличная работа Максима Клушина!) - Блепир узнает, что жена "опозорила" его в парламенте...

Бенефициантом парламентской разборки стал Вадим Зарюта. Его Неоклид-Бельмо - один из самых одиозных персонажей пьесы. И неудивительно, что Вадим решает эту роль просто и популярно. Он играет... Жириновского. Это тоже дань актуальности, если учесть недавнюю драку с участием лидера ЛДПР в Госдуме.

Мальцев, кстати, нашел достойный завершающий аккорд для спектакля. Итак, мирный договор подписан. Перспектива вынужденного воздержания отодвинута. И мужчины начинают забавляться с кубиками, что в спектакле - часть декораций. Забава тут же становится "разборкой в песочнице". Мужчины - всегда дети. И кто сказал, что женщины суетны?

...Текст Аристофана - своего рода полигон, на котором режиссер может опробовать самые разные театральные приемы. Можно превратить спектакль в жесткую политическую сатиру. Можно углубиться в исследования взаимоотношений между полами. Можно, наконец, просто развлекать. Режиссер Мальцев старался соблюсти золотую середину. И зрителю решать - станут ли "Женщины в народном собрании" хитом театрального сезона-2005.

Андрей Вороной

Поделиться:

Наверх