65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 5 м/c
15 июня
Вторник

Общество

Правнуки Петрушки

Поддержать народные театры в первую очередь должны мы, зрители

Российский театр начинался на базаре. В райке, где Петрушка дубасил околоточного надзирателя березовым поленом. Театр начинался у нас с Аники-воина и Бовы-королевича. Он был народным. А теперь?

Очевидно, 27 марта мы вместе со всем прогрессивным человечеством, будем праздновать Международный день театра. Во Владивостоке их четыре, казалось бы, для столицы Приморья немного. Но это как посмотреть...

Между тем в декабре 2004-го во Владивостоке под патронажем краевого центра народной культуры прошел (незамеченным, к стыду автора) фестиваль народных театров Приморья. Приехали даже гости с сопредельных территорий... Всего 15 народных театров! Большая часть из них - наши. Расскажем лишь о некоторых.

Но для начала немного истории...

О, достоевскиймо!

Помните, кинокомедию-бестселлер "Берегись автомобиля"? Были там находки просто потрясающие. Например, высказывание персонажа Евгения Евстигнеева: "Народный театр рано или поздно заменит театр профессиональный!" Ага... А актриса, играющая Офелию, вполне могла отстоять смену у шлифовального станка. Но история мозолистой рукой расставила не только точки над Е, но и дала народным театрам уникальный шанс - доказать свою состоятельность в условиях "дикого капитализма". Не у всех получилось.

В России все начиналось не с "Вильяма нашего Шекспира", а с Достоевского. Который наше второе все. После Пушкина. Именно Федор Михайлович по сути был первым, кто ввел в обиход понятие "народный театр".

Кстати, эти слова сказаны будто о Дмитрии Гончарове, "втором кормчем", начальнике Театра-студии им. Папы Карло (под этим именем больше известна молодежная театр-студия детско-юношеского центра Приморского края). Гончаров - гениальный самоучка, мастер пантомимы, таких и в столицах российских сыскать сложно. Сам Полунин не брезговал с ним работать!

Художественный руководитель и основатель этого молодежного по статусу, но взрослого по возрасту театра Николай Пинчук - личность не менее яркая. Педагог и повсеместно известный прозаик (победитель сетевого конкурса на всероссийском интернет-портале "Проза.Ру"), музыкант и режиссер, сегодня Николай работает завлитом в Театре ТОФ.

Когда в 1987 году преподаватель физики Николай Рудольфович Пинчук организовал в средней школе № 77 театральный кружок, мало кто думал, что проект будет жить долго. А между тем "дети Папы Карло" уже почти совершеннолетние...

- Забавно, - улыбается Николай Пинчук, вспоминая былое, - в самом начале наградили нас путевками в пионерский лагерь "Океан". И спустя почти 16 лет мы побывали там снова - своеобразный цикл получился. Нет смысла сейчас перечислять многочисленные постановки театра, среди которых такие экзотические, как пьеса Ивана Андреевича Крылова "Подщипа" или "Жена, дети и смерть людоеда Мордехая" Николая Пинчука...

Но основная заслуга театра-студии Николая Пинчука, похоже, в том, что он дал старт очень многим молодым артистам: Сергею Кашуцкому (Театр ТОФ), Сергею Чалому (ныне "Русское радио"), Ольге Колодкиной (Новгородский драмтеатр), Любови Григорьевой ("Театр на Неве"), Елене Варивода (Приморский театр молодежи) и многим другим...

"Фреска" истории

Этот театр - не страница даже, а огромный пласт в истории самодеятельных коллективов Владивостока. Возник он в конце 1980-х. Основательница театра - Лариса Нагорных - ныне преподаватель Дальневосточной академии искусств. Потом уже к "Фреске" присоединился Дмитрий Гончаров, который вел на одном из оборонных предприятий города театральную студию.

Наибольший пик активности - середина 1990-х. Именно тогда вышел спектакль в стиле "комедии "дель арте" "Зеленые уши", поставивший на уши театральный андеграунд Владивостока. До этого, в 1995-м, был шедевральный моно-спектакль "Жаба" по одноименному рассказу Владимира Одоевского в постановке Гончарова и в исполнении Дмитрия Рекачевского. Инсценировка, кстати, тоже была его... За эту актерскую работу Дмитрий получил на Первом краевом театральном фестивале "Белая Чайка" "Гран-при".

Увы, театр прекратил свое существование уже через несколько лет - во времена перестройки. Но именно он дал миру Дмитрия Рекачевского, обучающегося ныне в школе великого Марселя Марсо, оригинального мима и не менее интересного поэта.

"Эстель" - это надежда

Самый молодой, пожалуй, народный театр, возникший в декабре 2003-го при Доме культуры железнодорожников, - клуб-театр "Эстель".

Иногда говорят, что вырос он из среды ролевой молодежи, о которой "Н" рассказывали ровно неделю назад. Но это даже полуправдой не будет. Руководитель театра Элла Пронина, которую друзья и актеры ласково зовут Елкой, открыта для любых предложений. Разумеется, при этом далеко не всем удается надолго привить любовь к сценическому искусству: кто-то уходит, но кто-то остается!

Тем не менее театр "Эстель", резко рванув на старте, сейчас идет вроде бы ровно. Нефинансируемый никем и ничем (как и все другие, впрочем), он уже осуществил две постановки, за которые никому не стыдно. Первая - небольшая пьеса на сюжет "Гамлета", второй спектакль - "Церковно-приходская пьеса" - поставлен по произведению сибирского драматурга, культовой фигуры в кругах российских ролевиков Ларисы Бочаровой.

Премьера последнего спектакля состоялась 23 января в ДКЖД. Сегодня "Эстель" репетирует пьесу "Том и Джил" по книге Элен Катнер "Томас-Рифмач". Знаменитая легенда о смертном поэте, попавшем в волшебную страну, в сладкий плен к королеве фэйри. Кстати, вместо песен на стихи Роберта Бернса в пьесе будут звучать произведения самих участников театра "Эстель". В планах - работа над сказочной пьесой Ричарда Гамильтона "Замок Грюндера"... Совершенно очевидно, что в лице этого театра Владивосток приобрел интереснейшую творческую единицу.

Кстати, 23 января, когда прошла премьера "Церковно-приходской пьесы", на одних подмостках с "Эстель" выступала и Театр-студия им. Папы Карло - показывали пантомиму, срежиссированную Дмитрием Гончаровым. Увы, не было на этом празднике творчества театра авторской песни "Ковчег", хотя их звали.

И другие официальные лица...

Нельзя, конечно, не упомянуть и такие уникальные творческие самодеятельные коллективы, как театр "Белая лошадь", которым руководит знаменитый бард, драматург и режиссер Сергей Рыбалко. Нельзя не сказать доброе слово о самодеятельном театре "В гостиной", действующем в Доме-музее семьи Сухановых. И, разумеется, очень интересен необычный театр-студия "Овация" при средней школе № 26. Его художественный руководитель Павел Ведерников ставит спектакли по противоречивым стихам Поля Верлена и Артюра Рембо ("Коломбина"), опирается на гениальное и мрачное творчество великого Шарля Бодлера ("Человек толпы"), вспоминает печальную сказку Константина Сергиенко "Прощай, овраг"... Всем народным театрам нужна поддержка. И оказать ее можем только мы - зрители.

P.S. Кстати, на этой неделе Театр им. Папы Карло выступит в малом зале филармонии - спектакль пантомимы состоится 27 марта в 17.00. Вот и появится шанс, говоря словами Велимира Хлебникова, "не взять, а дать"...

Не совсем ничтожный "У нас в городах и губерниях действительно есть такие театральные пьесы, которые, казалось бы, никому не известны, может быть, нигде никогда не напечатаны, но которые сами собой откуда-то явились и составляют принадлежность всякого народного театра в России. Я не верю, чтобы все, что я видел у нас в остроге, было выдумано нашими же арестантами. Тут необходима преемственность предания, раз установленные приемы и понятия, переходящие из рода в род по старой памяти. Кстати: я сказал "народного театра". Очень и очень хорошо было бы, если бы кто-то из наших исследователей занялся новыми и более тщательными, чем доселе, изысканиями о народном театре, который есть, существует и даже, может быть, не совсем ничтожный". "Записки из мертвого дома", Ф.М. Достоевский (фрагмент о театральном представлении в остроге).
"Записки из мертвого дома", Ф.М. Достоевский (фрагмент о театральном представлении в остроге) "Можно даже удивляться, смотря на этих импровизированных актеров, и невольно подумать: сколько сил и таланту погибает у нас на Руси иногда почти даром, в неволе и в тяжкой доле!.."

Инга Солодовник

Поделиться:

Наверх