65,53 ↑ 100 JPY
11,26 ↑ 10 CNY
72,03 ↑ USD
64,44 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 4 м/c
17 июня
Четверг

Общество

Красота не терпит суеты

Чтобы вырастить одно деревце бонсай, нужны десятилетия. Впрочем, время мастера не пугает, потому что любовь - вечна

Построить дом, родить сына и посадить дерево - это, знаете ли, программа-минимум. Простого человеческого счастья вовсе даже не обещающая. Счастье - оно в другом. Но тем не менее... Сын растет, радует. Дом достраивается. Просторный, светлый, там всем хватит места. Дерево... А, собственно, для этих деревьев дом-то и строится. Потому что в обычной квартире им как-то некомфортно - тесновато, солнца мало, да и вообще...

Впрочем, все по порядку.

Ну, так вот - сперва Сергей Попович, житель Владивостока, выращивал кактусы. И, надо сказать, коллекция этих удивительных цветов была просто шикарной. А потом... Потом у него родился сын. Рождение ребенка - это, согласитесь, очень важное событие в жизни человека. Определенный этап. И с кактусами, увы, пришлось расстаться - мало ли, сынок руку уколет! Но было смутное подозрение, что на смену кактусам придет нечто новое. И это новое не замедлило появиться...

Сейчас сыну тринадцать лет. И вот уже тринадцать лет Сергей Васильевич принадлежит своей сердечной страсти - бонсаю. Деревьям в плошках.

Любовь с первого взгляда

Сначала он увидел их на фотографиях. Восхитился. Нет, стоп. Не так cухо, не так спокойно. Он - восхитился!!! Был просто потрясен. Затем (судьба!) его другу подарили бонсай. И когда Сергей Васильевич увидел его - живого... Инженер-технолог, занимающийся ресторанным бизнесом, был сражен наповал.

Попович уехал в Японию. Умолял мастеров бонсай, чтобы те продали ему растения. Те смотрели недоверчиво. Разрешали смотреть, любоваться - не более. Так было до тех пор, пока Попович не доказал: это не просто блажь, страсть, от которой на утро не останется и следа. Это - навсегда.

Шедевры творятся ножницами

"Бонсай - как выставочная кошка! - утверждает жена Сергея Светлана. - Они обожают, когда ими любуются, восхищаются, говорят комплименты... А ухода требуют постоянного - как малое дитя. Поэтому оставить хоть на день дом без присмотра - просто невозможно".

Просыпаясь, мастер бонсай в первую очередь... Думаете, идет умываться и завтракать? Куда там! Он, едва открыв глаза, бежит поливать свои рукотворные шедевры. Потому что нет для бонсай ничего страшнее сухости - летом его нужно поливать шесть раз в день! Потом он подстригает им корни и кроны. Потом каждому бонсай - ласковое слово. А уже после - завтракать...

Кстати, о стрижках. На то, чтобы подстричь крону одного деревца, у Сергея Васильевича уходит три - четыре дня. И в это время к нему лучше не подходить! Процесс созидания красоты не терпит суеты бренного мира. А затем - пустота и страшная усталость. Всю свою энергию, кажется, отдал этому деревцу...

Почем деревце для народа?

Японцы крайне неохотно продают бонсай иностранцам. И не в деньгах дело: многие люди готовы заплатить действительно сумашедшие суммы за деревце в плошке. Жители Страны восходящего солнца беспокоятся за своих любимцев больше, чем за собственных детей...

"Запустить" бонсай - нет ничего проще. Трех дней будет вполне достаточно, чтобы растение погибло. А реанимация длится годы. И иногда - все впустую...

А стоимость бонсай зависит от двух важных вещей: возраста и качества выращивания. Самый недорогой бонсай Сергея Васильевича стоит тысячу долларов. Самый дорогой - в сорок раз больше. И это - вовсе не предел!

И немного о счастье

Сейчас Попович вновь уехал в Японию. За очередным бонсай. Впрочем, вовсе за не очередным - за единственным, неповторимым... А летом он собирается разбить у своего дома японский сад. "Зачем?" - спрашиваю. А вот хочется очень. Душа просит. Красоты требует, гармонии. Чтобы глаза отдыхали, а сердце - радовалось...

А нежность - беспредельна Бонсай - традиционное японское искусство выращивания карликовых деревьев. В одном из трактатов на эту тему говорится: "Беспредельная нежность требуется при выращивании карликовых деревьев". Нежность, а также особый уход, состав и количество почвы, специальные приемы подрезки корней и формирования кроны позволяют мастерам добиться того, что с годами крошечное деревце в строении и пропорциях обретает облик взрослого дерева. Сам термин "бонсай" произошел от японского произношения китайских иероглифов "выращивание в горшке". Японские бонсай отличаются рафинированной естественностью и тонко выверенной гармонией. Какая бы причудливая форма ни была придана деревцу, оно всегда похоже на реальное большое и вольное дерево, а отточенная выразительность художественного образа вызывает в воображении тот или иной окружающий его пейзаж... Для создания настоящего бонсай требуется несколько десятилетий - если он выращивается из семени, и не меньше четырех-пяти лет - если основой служит карликовый саженец, выросший в жестких природных условиях, например, в щели горной породы.

Человек, занимающийся этим делом, должен быть и художником, который сначала мысленно создает желаемый образ, и хорошим садоводом, знающим множество тонкостей, которые позволяют правильно растить деревце. Бонсай различают по форме: прямостоящая, свисающая или каскадная, по характеру посадки - групповая, создающая атмосферу пейзажа или одинокое дерево на скале и так далее. Существенное значение придается количеству листвы, цветов, плодов. Размеры бонсая - от нескольких сантиметров до полутора метров. Наиболее популярны деревца высотой от 38 до 65 см.
Сделано в Поднебесной Как это ни удивительно, но родина бонсай - не Япония, как можно было бы предположить, а Китай. Первые изображения миниатюрных деревьев датируются временем правления династии Хань - 200 год до нашей эры. Полагают, что начало "пейзажам в горшках" положил великий китайский поэт и художник Ван Вэй, который вырастил в фарфоровом сосуде орхидеи и, чтобы подчеркнуть их изящество, положил вокруг стеблей белые камешки. В средние века китайские монахи завезли искусство создания бонсай в Японию. Это занятие в Стране восходящего солнца стало привилегией богатых. Японцы переняли у китайцев их методы создания бонсай, используя бамбуковые палочки, бечевку и железные кольца. Создавались собственные методы и стили. Популярность бонсай росла. Культивирование этого искусства стало неотъемлемой частью японской культуры.

Юлия Гусейнова

Поделиться:

Наверх